Древнейшая социальная организация — “первобытное человеческое стадо” постепенно сменилось родовым обществом. Люди занимались “присваивающим” хозяйством: собирательством, охотой, рыболовством; в неолите человечество перешло к производящему хозяйству: появились мотыжное земледелие и скотоводство, развивались новые технологии обработки камня, изготовления посуды (гончарный круг). Возникли ткачество, плетение. После переходной эпохи медного века (см. энеолит) за каменным веком следовал бронзовый век.
Современные представления о жизни далеких предков основываются на
изучении мест стоянок, пещер, гротов, где сохранились остатки труда
человека — каменные орудия, отходы при их изготовлении, остатки пищи —
кости животных. Немалое значение имеют и этнографические данные из жизни
так называемых отсталых народностей современности. Они позволяют лучше
объяснить некоторые стороны материальной и духовной культуры древнейшего
человечества. Но главную информацию все же дает наиболее массовый материал
первобытного общества — каменные орудия труда.
История человечества делится на большие периоды, связанные с развитием
той или иной социально-экономической формации. В археологии разработана
своя периодизация, согласно которой история человечества делится на эпоху
камня, бронзы, железа и средневековья. В свою очередь, каждая из
перечисленных эпох подразделяется на периоды и культуры. Каменный век
делится на три периода — палеолит, мезолит и неолит.
Эпоха древнего каменного века — время становления человечества и его
хозяйства — характеризуется низким уровнем производительных сил.
Примитивная хозяйственная деятельность заключалась в использовании готовых
продуктов природы. Первобытный человек собирал дикорастущие злаки, плоды и
ягоды и охотился на диких животных. Взаимоотношения людей строились на
экономическом равенстве членов коллектива, на естественном половозрастном
разделении труда и были по своему характеру коллективистскими.
Общественная организация людей в эпоху палеолита прошла сложный и длинный
путь развития. Начальным ее этапом было первобытное стадо — объединение для
совместной защиты и нападения, охоты, собирательства. Это дородовое
социальное образование отличалось аморфностью, неразвитостью общественных
отношений, отсутствием общинно-домашнего хозяйства, в то жевремя ему была
присуща некоторая упорядоченность брачных связей,
Первобытное стадо соответствует двум наиболее ранним ступеням нижнего
палеолита — доашельскому и ашельскому периодам. В ашельскос время
постепенно вызревают предпосылки для нового социального организма —
первобытной общины. В эпоху мустье уже существует оседлость, естественное
разделение труда по полу и возрасту, возникают начальные формы общины.
Человеческий коллектив позднего палеолита в социальном отношении
характеризуется новой гранью — сложением зрелых форм первобытно-родовой
общины. Это качественный скачок, как полагают многие исследователи, совпал
с трансформацией неандертальца в человека современного физического типа
(Homo sapiens)
Присваивающее хозяйство. Присваивающее хозяйство, в рамках которого люди существуют посредством присвое¬ния продуктов природы, является древнейшим типом хо¬зяйства. В качестве двух основных занятий людей древнос¬ти можно выделить охоту и собирательство. Их соотноше¬ние было неодинаковым на разных этапах развития челове¬ческого общества и в разных природно-климатических ус¬ловиях. Постепенно человек осваивает новые сложные фор¬мы охоты — загонную охоту, ловушки и другие. Для охоты, разделки туш, собирательства применяли каменные орудия (из кремня и обсидиана) - рубила, скребла, остроконечни¬ки. Использовались также и орудия из дерева — палки-ко¬палки, дубины и копья.
В период раннеродовой общины увеличивается число ору¬дий труда. Возникают новые технологии обработки камня, ознаменовавшие переход к верхнему палеолиту. Теперь че¬ловек научился откалывать тонкие и легкие пластины, ко¬торые затем с помощью сколов и отжимной ретуши — спосо¬ба вторичной обработки камня — доводились до нужной фор¬мы. Новые технологии требовали меньше кремня, что спо¬собствовало продвижению в ранее незаселенные районы, бедные кремнем.
Помимо этого, новые технологии привели к созданию ряда специализированных орудий — скребков, ножей, резцов, не¬больших наконечников метательных копий. Широко при¬меняются кость и рог. Появляются копья, дротики, камен¬ные топоры, остроги. Большую роль приобретает рыболов¬ство. Продуктивность охоты резко повысилась в результате изобретения копьеметалки — дощечки с упором, позволяю¬щей бросать копье со скоростью, сравнимой со скоростью стрелы из лука. Копьеметалка была первым механическим средством, дополнившим мускульную силу человека. Про¬исходит первое так называемое половозрастное разделение труда: мужчины занимаются преимущественно охотой и рыбной ловлей, а женщины - собирательством и домашним хозяйством. Женщинам помогали дети.
В конце позднего палеолита наступила эпоха оледенения. В ходе оледенения главной добычей становятся дикие ло¬шади и северные олени. Для охоты на этих животных ши¬роко использовались загонные способы, позволяющие за короткое время убить большое количество зверей. Они обес¬печивали древних охотников едой, шкурами для одежды и жилищ, рогом и костью для орудий. Северный олень совер¬шает сезонные кочевки — летом он передвигается в тундру, поближе к леднику, зимой — в лесную зону. Охотясь на оле¬ней, люди одновременно осваивали новые земли.
С отступлением ледника условия жизни поменялись. Охотники на оленей ушли вслед за ними вслед отступающе¬му леднику, оставшиеся вынуждены были приспосабливаться к охоте на мелких животных. Наступила эпоха мезолита. В этот период появляется новая микролитическая техника. Микролиты — кремневые изделия небольших размеров, ко¬торые вставлялись в деревянные или костяные орудия и I составляли режущую кромку. Такое орудие было более мно¬гофункциональным, чем цельные изделия из кремня, а по остроте не уступало и металлическим изделиям.
Огромным достижением человека стало изобретение лука и стрел — мощного скорострельного оружия дальнего боя. Был изобретен также бумеранг — изогнутая метательная па¬лица. В эпоху мезолита человек приручил первое животное — собаку, ставшую верным помощником на охоте. Усовер¬шенствуются способы рыбной ловли, появляются сети, лод¬ка с веслами, рыболовный крючок. Во многих местах рыбо¬ловство становится основной отраслью хозяйства. Отступле¬ние ледника и потепление климата приводят к повышению роли собирательства.
Человеку эпохи мезолита приходилось объединяться в мелкие группы, которые долго не задерживались на одном месте, кочуя в поисках еды. Жилища сооружались времен¬ные и небольшие. В мезолите люди продвигаются далеко на север и восток; перейдя через сухопутный перешеек, место которого в настоящее время занимает Берингов пролив, они заселяют Америку.
Производящее хозяйство. Производящее хозяйство воз¬никло в эпоху неолита. Последняя стадия каменного века характеризуется появлением новой техники каменной ин¬дустрии — шлифования, пиления и сверления камня. Ору¬дия изготавливались из новых видов камня. В этот период широко распространяеся такое орудие, как топор. Одним из важнейших изобретений неолита стала кера¬мика. Изготовление и последующий обжиг глиняной посу¬ды позволили человеку облегчить процедуры приготовле¬ния и хранения пищи. Человек научился производить мате¬риал, не встречающийся в природе — обожженную глину. Огромное значение имело также изобретение прядения и тка¬чества. Волокно для прядения вырабатывалось из дикорас¬тущих растений, позднее — из шерсти овцы.
В эпоху неолита происходит одно из самых значитель¬ных событий в истории человечества — возникновение жи¬вотноводства и земледелия. Переход от присваивающего к производящему хозяйству получил наименование неолити¬ческой революции. Отношения человека и природы стано¬вятся принципиально иными. Теперь человек мог самостоя¬тельно производить все необходимое для жизни и стал мень¬ше зависеть от окружающей среды.
Земледелие возникло из высокоорганизованного собира¬тельства, в процессе которого человек научился ухаживать за дикими растениями в целях получения большего уро¬жая. Собиратели использовали серпы с кремневыми вкла¬дышами, зернотерки, мотыги. Собирательство было жен¬ским занятием, поэтому земледелие было вероятно изобре¬тено женщиной. По поводу места возникновения земледе¬лия ученые приходят к выводу, что оно возникло сразу в нескольких очагах: в Передней Азии, Юго-Восточной Азии и Южной Америке.
Животноводство начало формироваться еще в эпоху мезо¬лита, но достоянные передвижения мешали охотничьим пле¬менам разводить каких-либо животных, кроме собак. Земле¬делие способствовало большей оседлости человеческой популяции, облегчив, тем самым, процесс одомашнивания жи¬вотных. Приручали сначала молодых животных, пойманных во время охоты. Среди первых животных, которых постигла такая участь, были козы, свиньи, овцы и коровы. Охота была мужским занятием, поэтому скотоводство также стало муж¬ской прерогативой. Скотоводство возникло несколько позднее, чем земледелие, поскольку для содержания животных требо¬валась прочная кормовая база; оно тоже появилось в несколь¬ких очагах, независимых друг от друга.
Животноводство и земледелие на первых порах не могли конкурировать с высокоспециализированным охотничьим и рыболовным хозяйством, однако постепенно производящее хозяйство выходит на первое место в ряде регионов (прежде всего, в Передней Азии).
Земледельческие и скотоводческие хозяйства. Зем¬ледельческое хозяйство наиболее интенсивно развивалось в речных долинах, особенно в странах, протянувшихся от Сре¬диземноморья на западе до Китая на востоке. Развитие зем¬леделия в конечном итоге привело к появлению древневос¬точных очагов цивилизации.
Скотоводство развивалось в степях и полупустынях Ев¬разии и Африки, а также в горной местности, где скот ле¬том содержали на горных пастбищах, а зимой в долинах. Скотоводство не обеспечивало такого развития экономи¬ки, как земледелие. Хозяйство, основанное на скотоводстве, давало менее стабильный прибавочный продукт. Также очень большую роль сыграл тот фактор, что для скотоводства тре¬буются большие пространства, и концентрации населения в обществах такого типа, как правило, не происходит. Города у скотоводов гораздо меньше, чем в земледельческих хозяйствах, поэтому ни о какой масштабной урбанизации го¬ворить нельзя.
С приручением лошади и изобретением колеса происхо¬дят значительные изменения в хозяйстве скотоводов — по¬является кочевое скотоводство. Кочевники передвигались по степям и полупустыням на своих повозках, сопровождая стада животных. Возникновение кочевого хозяйства в сте¬пях Евразии следует отнести к концу II тыс. до н.э. Только с появлением кочевого скотоводства окончательно склады¬вается скотоводческое хозяйство, не использующее земле¬делия (хотя многие кочевые общества занимались обработкой земли). У кочевников в условиях изолированного от зем¬леделия хозяйства возникают исключительно протогосударственные объединения, племенные протогосударства. В то время как в земледельческом обществе основной ячейкой становится соседская община, в скотоводческом обществе родовые отношения еще очень сильны и родовая община сохраняет свои позиции.
Для кочевых обществ характерна воинственность, по¬скольку их члены не имели надежных источников суще¬ствования. Поэтому кочевники постоянно вторгались в об¬ласти земледельцев и грабили их или подчиняли. Все муж¬ское население кочевников обыкновенно участвовало в вой¬не, а их конное войско было очень маневренным и могло проходить большие расстояния. Быстро появляясь и столь же быстро исчезая, кочевники в своих неожиданных набе¬гах добивались значительных успехов. В случае подчине¬ния земледельческих обществ кочевники, как правило, сами оседали на земле.
Но не следует преувеличивать факт противостояния осед¬лых и кочевых обществ и говорить о наличии постоянной войны между ними. Между земледельцами и скотоводами всегда существовали устойчивые экономические отношения, поскольку и те и другие нуждались в постоянном обмене продуктами своего труда.
3. Организация первобытного общества.
Первобытное стадо. Древние люди, появившиеся на заре человеческой эры, были вынуждены объединяться в стада в целях выжива¬ния. Эти стада не могли быть большими — не более 20-40 человек — потому что иначе они не смогли бы прокормить¬ся. Возглавлял первобытное стадо вожак, выдвинувшийся благодаря личным качествам. Отдельные стада были раз¬бросаны по обширным территориям и почти не контактиро¬вали друг с другом. Археологически первобытное стадо со¬ответствует нижнему и среднему палеолиту.
Половые отношения в первобытном стаде, по мнению ряда ученых, были неупорядочены. Такие отношения называют¬ся промискуитетными. По мнению других ученых, в рам¬ках первобытного стада существовала гаремная семья, и в процессе размножения здесь участвовал только вожак. Ста¬до, как правило, состояло из нескольких гаремных семей.
Ранняя родовая община. Процесс превращения перво¬бытного стада в родовую общину связан с ростом производи¬тельных сил, сплотивших древние коллективы, а также с появлением экзогамии. Экзогамия — это запрет вступать в брак внутри своей группы. Постепенно складывается экзо¬гамный дуально-родовой групповой брак, при котором чле¬ны одного рода могли вступать в брак только с членами дру¬гого рода. При этом с самого рождения мужчины одного рода считались мужьями женщин другого рода, и наоборот. При этом мужчины имели право вступать в половую связь со всеми женщинами другого рода. При таких отношениях опасность кровосмешения и конфликтов между мужчинами одного рода устранялась.
Для того чтобы окончательно избежать возможности кро¬восмешения люди прибегли к разделению рода на классы. В один класс входили мужчины (женщины) одного поколе¬ния, и они могли вступать в связь только с таким же клас¬сом другого рода. Постепенно устанавливается все большее количество ограничений в групповом браке, вследствие которых он становился невозможным. В результате форми¬руется парный брак, который очень часто был непрочным и легко расторгался.
Дуально-родовая организация двух родов легла в основу родовой общины. Родовую общину объединяли не только брачные отношения между родами, но и производственные отношения. Ру¬ководители рода выбирались на собрании всего рода. Боль¬шим авторитетом пользовались самые опытные люди, кото¬рые были хранителями обычаев, и их, как правило, избира¬ли руководителями. Власть основывалась на силе личного авторитета.
В ранней родовой общине все продукты, добытые члена¬ми общины, считались собственностью рода и распределя¬лись между всеми ее членами. Это было необходимым усло¬вием выживания для древних обществ. В коллективной соб¬ственности общины находилась земля, большая часть ору¬дий труда. Известно, что в племенах, находящихся на этом уровне развития, разрешалось брать без спросу и использо¬вать чужие орудия и вещи.
Все люди в общине делились на три половозрастные группы: взрослых мужчин, женщин, детей. Переход в группу взрослых считался очень важным рубежом в жиз¬ни человека и назывался инициацией («посвящением»). Смысл обряда инициации состоит в приобщении подрост¬ка к хозяйственной, общественной и идеологической жиз¬ни общины.
Поздняя родовая община. Переход к присваивающему хозяйству привел к смене ранней родовой общины поздней общиной земледельцев-скотоводов. В рамках позднеродовой общины сохранялась родовая собственность на землю. Одна¬ко повышение производительности труда постепенно приво¬дило к тому, что появлялся регулярный избыточный про¬дукт, который общинник мог оставить себе. Эта тенденция способствовала формированию престижной экономики. Пре¬стижная экономика возникла в условиях появления избы¬точного продукта, который использовался в системе обмена дарами. Такая практика повышала общественный престиж дарителя, причем он, как правило, не нес убытков, так как существовал обычай обязательной отдачи. Обмен дарами ук¬реплял взаимоотношения между членами как одной, так и разных общин, усиливал позиции вождя и родственные узы.
Вследствие высокой производительности труда общины, разрастаясь, делились на коллективы родственников по ма¬теринской линии — так называемые материнские семьи. Но родовое единство еще не распалось, поскольку в случае не¬обходимости семьи объединялись обратно в род. Женщины, играющие главную роль в земледелии и в доме, сильно по¬теснили мужчин в материнской семье.
Парная семья постепенно укрепляла свои позиции в об¬ществе (хотя известны случаи существования «добавочных» жен или мужей). Появление избыточного продукта позво¬лило материально заботиться о детях. Но парная семья не имела отдельной от родовой собственности, что сдерживало ее развитие.
Позднеродовые общины объединялись во фратрии, фрат¬рии — в племена. Фратрия — это первоначальный род, разде¬ленный на несколько дочерних родов. Племя состояло из двух фратрий, которые являлись экзогамными брачными половинами племени.
Появление соседской общины. Неолитическая революция способствовала ради¬кальному изменению образа жизни человека, резко ускорив темпы развития человеческого сообщества. Люди перешли к целенаправленному производству основных продуктов питания на базе комплексного хозяйства. В этом хозяйстве скотоводство и земледелие дополняли друг друга. Развитие комплексного хозяйства и природно-климатические условия неизбежно приводили к специализации общин — в одних переключались на скотоводство, в других на земледелие. Так произошло первое крупное общественное разделение труда — выделение земледелия и скотоводства в отдельные хозяй¬ственные комплексы.
Развитие земледелия приводило к оседлости, а увеличе¬ние производительности труда в благоприятных для земле¬делия районах способствовало тому, что община постепенно разрасталась. В Передней Азии и на Ближнем Востоке по¬являются первые большие поселения, а затем и города. В городах были жилые дома, культовые постройки, мастер¬ские. Позднее города появляются и в других местах. Чис¬ленность населения в первых городах достигала нескольких тысяч человек.
Поистине революционные изменения произошли вслед¬ствие появления металлов. Сначала люди освоили металлы, которые можно найти в виде самородков — медь и золото. Затем они научились самостоятельно выплавлять металлы. Появился и стал широко использоваться первый известный людям сплав из меди и олова — бронза, превосходящий по твердости медь.
Металлы медленно вытесняли камень. Каменный век сменился энеолитом — медно-каменным веком, а энеолит — веком бронзы. Но орудия труда из меди и бронзы не могли полностью заменить каменные. Только тогда, когда человек научился выплавлять желе¬зо, эпоха каменных орудий окончательно ушла в прошлое. Месторождения железа находятся повсеместно, но железо не встречается в чистом виде и его достаточно трудно обра¬батывать. Поэтому человечество научилось выплавлять же¬лезо через относительно долгий промежуток времени — во II тыс. до н. э. Новый металл по доступности и рабочим каче¬ствам превосходил все известные тогда материалы, открыв новую эру в истории человечества — железный век.
Внедрение металлических орудий выз¬вало ускорение развития земледелия, скотоводства и повы¬шение производительности труда. Так, после изобретения плуга с металлическими рабочими частями появилось па¬шенное земледелие, основанное на применении тягловой силы скота.
В энеолите был изобретен гончарный круг, что способ¬ствовало развитию гончарного ремесла. С изобретением ткац¬кого станка развивается ткацкое производство. Общество, приобретя устойчивые источники существования, смогло осуществить второе крупное общественное разделение труда — выделение ремесла из земледелия и скотоводства.
Общественное разделение труда сопровождалось развитием обмена. В отличие от спорадически возникавшего ранее обме¬на богатствами из природной среды, этот обмен уже носил эко¬номический характер. Земледельцы и скотоводы обменивались продуктами своего труда, ремесленники выменивали свои из¬делия. Постепенно в обществах складыва¬ются средства обмена и мерила их стоимости.
В ходе этих изменений происходит замена матриархаль¬ного (материнского) рода патриархальным. Она была обус¬ловлена вытеснением женщины из важнейших сфер произ¬водства. На смену мотыжному земледелию приходит плуж¬ное, а с плугом мог справиться только мужчина. Скотоводство, как и промысловая охота, также является типично мужским занятием. В ходе развития производящего хозяй¬ства мужчина приобретает значительную власть, как в об¬ществе, так и в семье. Теперь при вступлении в брак жен¬щина переходила в род мужа. Счет родства осуществлялся по мужской линии, а имущество семьи наследовали дети. Появляется большая патриархальная семья - семья из не¬скольких поколений родственников по отцовской линии, возглавляемая старейшим мужчиной. Внедрение железных орудий труда привело к тому, что малая семья могла сама себя прокормить. Большая патриархальная семья распада¬ется на малые семьи.
Формирование прибавочного продукта и развитие обме¬на явились стимулом к индивидуализации производства и возникновению частной собственности. Большие и эконо¬мически крепкие семьи стремились выделиться из рода. Эта тенденция привела к замене родовой общины соседской, где родовые связи уступили место территориальным. Первобыт¬ная соседская община характеризовалась сочетанием отно¬шений частной собственности на двор (дом и хозяйственные постройки) и орудия труда и коллективной собственности на главное средство производства — землю. Семьи вынужде¬ны были объединиться, поскольку отдельная семья была не в силах справиться со многими операциями: мелиорацией, ирригационным и подсечным земледелием.
Соседская община являлась универсальной стадией для всех народов мира на доклассовом и классовом этапе разви¬тия, играя роль основной экономической ячейки общества вплоть до эпохи индустриальной революции.
Политогенез (образование государства). Необходимо отметить, что существуют разные концепции происхожде¬ния государства.
Рост производительности труда привел к появлению из¬лишков продуктов, которые могли отчуждаться от произво¬дителей. Некоторые семьи накапливали эти излишки (пи¬щевые продукты, ремесленные изделия, скот). Накопление богатств происходило, прежде всего, в семьях вождей, по¬скольку вожди обладали большими возможностями, участвуя в распределении продуктов.
Первоначально это имущество уничтожалось после смер¬ти владельца или использовалось в обрядах, таких, напри¬мер, как «потлач», когда все эти излишки на каком-либо празднестве раздавались всем присутствующим. Рядовые общинники попадали в зависимость от человека, устраивающего потлач.
Вожди постепенно захватывают власть в свои руки, в то время как значение народных собраний падает. Общество постепенно структурируется — из среды общинников выде¬ляется верхушка. Сильный, богатый и щедрый, а, следова¬тельно, авторитетный вождь подчинял себе слабых сопер¬ников, распространяя свое влияние на соседние общины. Возникают первые надобщинные структуры, в рамках кото¬рых происходит отделение органов власти от родоплеменной организации. Таким образом, появляются первые протогосударственные образования.
Появление подобных образований сопровождалось ожес¬точенной борьбой между ними. Война постепенно становит¬ся одним из важнейших промыслов. В связи с широким распространением войн развивается военная техника и орга¬низация. Большую роль приобретают военные предводите¬ли. Вокруг них формируется дружина, в состав которой вхо¬дили воины, наилучшим образом зарекомендовавшие себя в боях. В ходе походов захватывалась добыча, которая рас¬пределялась между всеми воинами.
Глава протогосударства одновременно становился и глав¬ным жрецом, поскольку власть предводителя в общине ос¬тавалась выборной. Постепенно власть становилась пожизненной. После смер¬ти вождя наибольшие шансы на успех имели члены его се¬мьи. Вследствие этого власть вождя становилась наследствен¬ной в рамках его семьи. Так окончательно формируется протогосударство — политическая структура общества с соци¬альным и имущественным неравенством, развитым разде¬лением труда и обменом, возглавляемая правителем-жре¬цом, обладавшим наследственной властью.
С течением времени протогосударство расширяется по¬средством завоеваний, усложняет свою структуру и превра¬щается в государство. Государство отличается от протогосу¬дарства большими размерами и наличием развитых инсти¬тутов управления. Основные признаки государства — терри¬ториальное (а не племенно-родовое) разделение населения, армия, суд, право, налоги. С появлением государства перво¬бытная соседская община становится соседской общиной, которая, в отличие от первобытной, утрачивает свою само¬стоятельность.
Для государства характерен феномен урбанизации, вклю¬чающий в себя увеличение количества городского населе¬ния, монументальное строительство, сооружение храмов, ирригационных сооружений и дорог. Урбанизация — один основных признаков становления цивилизации.
Другим важнейшим признаком цивилизации является изобретение письменности. Государству требовалось упоря¬дочить экономическую деятельность, записать законы, ри¬туалы, деяния правителей и многое другое. Возможно, что письменность была создана при участии жрецов. В отличие от пиктографического или веревочного письма, характерно¬го для неразвитых обществ, для освоения иероглифической письменности требовалось длительное обучение. Письмен¬ность являлась привилегией жрецов и знати и только с по¬явлением буквенного письма стала общедоступной. Освое¬ние письменности было важнейшим этапом в развитии куль¬туры, поскольку письменность служит в качестве основного средства накопления и передачи знаний.
С появлением государства, письменности возникают пер¬вые цивилизации. Характерные черты цивилизации: высо¬кий уровень развития производящего хозяйства, наличие политических структур, внедрение металла, использование письменности и монументальные сооружения.
4. Культура первобытного общества.
В ходе своего разви¬тия и в процессе трудовой деятельности человек осваивал новые знания. В первобытную эпоху знания носили исклю¬чительно прикладной характер. Человек очень хорошо знал окружающий мир природы, так как сам являлся его час¬тью. Основные сферы деятельности определяли области зна¬ния древнего человека. Благодаря охоте он знал повадки зверей, свойства растений и многое другое. Уровень знаний древнего человека находит отражение в его языке. Так, в языке австралийских аборигенов есть 10.000 слов, среди которых почти нет абстрактных и обобщающих понятий, а только конкретные термины, обозначающие животных, ра¬стения, явления природы.
Человек умел лечить болезни, ранения, накладывать шины при переломах. Древние люди применяли в лечебных целях такие процедуры, как кровопускания, массаж, компрессы. С эпохи мезолита были известны ампутация конечностей, тре¬панация черепа, а чуть позже и пломбирование зубов.
Счет первобытных людей был примитивным, — считали обычно с помощью пальцев и разных предметов. Расстоя¬ния измеряли посредством частей тела (ладонь, локоть, па¬лец), дней пути, полета стрелы. Время исчисляли днями, месяцами, сезонами. Вопрос о происхождения искусства до сих пор сопровож¬дается спорами исследователей. Среди ученых преобладает точка зрения о том, что искусство возникло как новое эф¬фективное средство познания и осмысления окружающего мира. Зачатки искусства появляются еще в эпоху нижнего палеолита. На поверхности каменных и костяных изделий обнаружены насечки, орнаменты, рисунки.
В верхнем палеолите человек создает живопись, гравю¬ру, скульптуру, использует музыку и танцы. В пещерах об¬наружены рисунки животных (мамонтов, оленей, лошадей), выполненных в цвете с помощью черной, белой, красной и желтой красок. Пещеры с рисунками известны в Испании, Франции, России, Монголии. Найдены также графические рисунки животных, вырубленные или вырезанные на кости и камне.
В верхнем палеолите появляются статуэтки женщин с ярко выраженными половыми признаками. Появление ста¬туэток связано, возможно, с культом праматери и установ¬лением материнской родовой общины. Большую роль в жиз¬ни первобытных людей играли песни и танцы. В основе танца и музыки лежит ритм, песни также возникли как ритмованная речь.
Пещерные и наскальные росписи поражают своим великолепием. Зачатки творческой фантазии были присущи уже неандертальцу, но именно Гомо сапиенс впервые начал создавать не только то, что полезно и необходимо, а и то, что отражало его внутренние переживания и чувства. Первобытный охотник, в минуты отдыха или готовясь к обряду, запечатлел на стенах пещер образы окружающего его мира, которые его больше всего интересовали и волновали.
Вывод.
Появление человека — огромный скачок в развитии живой природы. Чело¬век возник в процессе эволюции под воздействием законов, об¬щих для всех живых существ. Человеческий организм, как и все живые организмы, для поддержания жизнеспособности нужда¬ется в пище и кислороде. Как и все живые организмы, он претер¬певает изменения, растет, стареет, умирает. Поэтому тело чело¬века, человеческий организм — область изучения биологических наук. Однако человеческий организм — это еще не человек в со¬циальном смысле. Человек становится человеком только тогда, когда он развива¬ется и живет в обществе. Социальная среда, в которой находятся люди, налагает на них такой большой отпечаток, что человека невозможно изучать с позиций только биологических наук.
У человека возникает особая, не связанная с генетическими механизмами форма связи между поколениями — преемствен¬ность традиций, культуры, науки, знаний. Все это стало возмож¬ным благодаря развитию речи и письменности. Опыт, накоплен¬ный человеком в индивидуальной жизни, не исчезает вместе с ним, а вливается в общечеловеческую культуру.
На первых этапах эволюции человекоподобных существ отбор на большую при¬способляемость к быстро меняющимся условиям существования имел решающее значение. Однако впоследствии способность че¬ловека передавать по наследству негенетические приобретения в виде разнообразной научной, технической и культурной инфор¬мации по мере возрастания объема знаний все более выводила человека из-под жесткого контроля естественного отбора и уси¬ливала зависимость от общества. Человек занимает совершенно особенное положение в природе и качественно отли¬чается от других организмов. Человек одновременно и биологи¬ческое существо, и социальное.
Билет 8. Реконструкция образа жизни. Хозяйства и социальной организаци
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12012-01-10 14:42:05
Страница: 1