Археоло́гия (др.-греч. ἀρχαῖος — древний и λόγος — слово, учение) — историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.
Вещественные источники — это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников, исследуют и публикуют находки и результаты раскопок, восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Особое значение археология имеет для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время.
Археология необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн лет) стал известен только благодаря развитию археологии. Да и письменные источники за первые 2 тысячи лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) были открыты для науки археологами. Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, так как сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.
Средневековье в степном Крыму представлено по преимуществу кочевническими погребениями в насыпях древних курганов (Сары-Булат, Портовое, Мартыновка и др.), остатками временных стоянок, небольших поселений и т. д. Особое место среди степных древностей занимают половецкие «каменные бабы», которые стояли в святилищах на вершинах курганов (Водопойное, Чокрак, Восход), а в настоящее время хранятся в музеях.
На остальной части Крыма, среди наиболее ярких и выразительных памятников V—VII вв., помимо Херсонеса, выделяются руины Алустона (ныне Алушта) и Горзувит (Гурзуф) — стратегически важных византийских крепостей на Южном берегу. Такое же укрепление VI в. известно в Судаке у подножия Крепостной горы.
В юго-западном Крыму в средневековое время возникают «пещерные города» — Каламита (Инкерман), Эски-Кермен, Сюрень, Качи-Кальон, Тепе-Кермен, Кыз-Кермен, Чуфут-Кале, Бакла и др. Они располагаются на живописных скалах, господствующих над горными ущельями и долинами. Одни из них — крупные города площадью до 10—15 га (Чуфут-Кале, Эски-Кермен, Кыз-Кермен). другие поменьше— всего 1—2 га (Тепе-Кермен, Сюреньское укрепление).
Бакла, самый северный «пещерный город», возник ранее других — в IV в. н. э. Находится в междуречье Альмы и Бодрака, близ с. Скалистого. В обрывах скал высечены многочисленные хозяйственные помещения, зерновые ямы, казематы, гробницы, храмы. На плато — остатки крепости (стен и башен), жилых и хозяйственных построек, культовых сооружений.
Чуфут-Кале (на юго-восточной окраине Бахчисарая)—популярный «пещерный город», с хорошо сохранившимися наземными постройками, оборонительными сооружениями и т. д.
Тепе-Кермен, близ Бахчисарая,— феодальный замок или укрепленный монастырь, с многочисленными вырубленными в скале «казематами», пещерной церковью VIII—IX вв. и развалинами каменных сооружений.
Качи-Кальон —поселение и монастырь, на берегу Качи у с. Предущельного. В обрывах скал и отдельных глыбах — монастырские помещения, кельи монахов, пещерный храм. Много тарапанов (виноградодавилен).
Средневековье Памятники КрымаМангуп, или Мангуп-Кале,— самый большой и эффектный «пещерный город». В XIV—XV вв.— столица княжества Феодоро. Хорошо сохранилась цитадель, много искусственных пещер, наземных построек.
Эски-Кермен, в 7 км от Мангупа,— средневековый город с пещерными храмами (в двух сохранились фрески) и другими сооружениями, как вырубленными в скалах, так и наземными.
Как полагают исследователи, возникновение «пещерных городов» Крыма было вызвано экономической и политической обстановкой, сложившейся в юго-западной Таврике после гуннского нашествия, и свидетельствует о зарождении феодального общества. Многие из них погибли под ударами поздних кочевников, меньшая часть (Мангуп, некоторые монастыри) продолжала существовать.
На перевалах Главной горной гряды, очевидно, в это же время, сооружаются каменные стены. Известны они в районе Чигенитры на Караби-яйле (над с. Приветным), Каратау, Таш-Хабах, между Северной и Южной Демерджи и в других местах. Как полагает ряд исследователей, стены были построены по указанию византийского императора Юстиниана I. Свое существование они прекратили в VIII—IX вв., возможно, в результате хазарского нашествия.
Хорошо сохранилась генуэзская крепость в Феодосии (средневековая Кафа). Особенно приметны башня Климента VI (1348 г.), над бывшей Карантинной слободкой, и башня св. Константина (1382—1448 гг.) в центральной части города.
Интереснейшим архитектурно-археологическим памятником Крыма является крепость в нынешнем городе Судаке (Сугдея у греков, Сурож у русских, Солдайя у генуэзцев). Это крупное укрепленное поселение, обнесенное двумя ярусами оборонительных сооружений — стен и башен. Ранний строительный период этого памятника относится к византийскому времени, поздний, основной,— к генуэзскому (XIV—XV вв.), поэтому крепость обычно называют генуэзской.
К средневековому времени относится открытое поселение на холме Тепсень в п. г. т. Планерском. Поселения VIII—IX вв. обнаружены на побережье между Судаком и Алуштой (Ворон, Чобан-Куле, Канакская балка).
Из укреплений на Южном берегу Крыма назовем: Кастель у Алушты, Крестовая над Алупкой. Исар-Кая у Гаспры, Учан-Су-Исар близ Ялты, Бпюк-Исар у с. Оползневого, Пахкал-Кая, Сераус. Одни из них являются крупными городищами, другие дозорными пунктами и т. д.
Отметим и такие средневековые памятники верховьев рек Качи и Бельбека, как Басман, Бойка, Сююрю-Кая, Сандык-Кая, Здесь можно видеть развалины оборонительных стен, жилых и хозяйственных построек, руины башен, каменных оград, террас, остатки дорог, построек, усадеб, зерновых ям, склепов, надгробий, часовен и т. д.
О высоком уровне культуры средневековой армянской колонии в восточном Крыму можно судить по остаткам замечательного монастыря Сурб-Хач (основан в XIV в.) около Старого Крыма. В монастыре сохранилась роспись XIV—XV вв. В Старом Крыму находятся развалины большого мусульманского духовного училища (медресе) с примыкающей к нему мечетью хана Узбека (построена в 1314 г.). Поблизости мечеть Куршум-Джами (конец (XIV в.).
Интересный памятник — мечеть XIV в. Эски-Сарай. расположена она у с. Пионерского близ Симферополя.
Среди позднесредневековых памятников особой популярностью пользуется бывший ханский дворец в Бахчисарае. К этому же периоду истории Крыма относятся развалины турецкой крепости Еникале («новая крепость»), в 14,5 км к северо-востоку от Керчи, а также турецкая крепость у основания Арабатской стрелки. На северных границах полуострова но узкому перешейку суши между Каркинитским заливом Черного моря и Сивашом проходит знаменитый Перекопский ров и вал (очевидно, возникший в скифское время) с остатками еще одного татаро-турецкого укрепления — Op-Капу. Интересны позднесредневековые памятники Евпатории: мечеть Джума-Джами; текие дервишей (мусульманский монастырь), единственный подобный памятник в Крыму; турецкая баня, средневековые караимские постройки — храмы, жилые дома.
Известны в Крыму и другие позднесредневековые памятники. Но это уже не столько памятники археологии, сколько памятники истории и архитектуры.