Мировая религия — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. В настоящий момент этим термином обозначаются только три религии: буддизм, христианство и ислам
Ислам.
Успешные военные походы арабов привели к созданию огромной державы — Арабского халифата. На территории этой державы жило множество разных народов с разными языками, культурными традициями, религиями. Среди них распространялся ислам. Вначале арабы не предпринимали жестких мер против приверженцев других религий, но каж¬дый немусульманин был обязан платить особый налог и не имел таких прав, как мусульманин. Ислам, арабский язык, распространившиеся на огромной территории халифата, были мощными факторами, которые объединяли людей этой стра¬ны, стирали различия между народами халифата. Так было положено начало арабо-исламской цивилизации.
В дальнейшем расширение и закрепление ислама было связано с турецкими завоеваниями и созданием Османской империи. В Индии укоренение ислама происходило во времена Делийского султаната. Через арабских и индийских тор¬говцев ислам проник и в Индонезию.
На западе Тропической Африки ислам начал распростра¬няться с XI в., когда марокканцы на некоторое время захва¬тили Гану. Мусульманским стало и государство Канем. На востоке Африки форпостами ислама были сомалийские эми¬раты  и  торговые города на  побережье Индийского  океана.
Буддизм
Буддизм возник в Индии в глубокой древности. Но он был вытеснен со своей родины индуизмом, который освящал то, что отрицалось буддизмом,— деление общества на касты.
За пределами своей родины буддизм столкнулся с религия¬ми, которые господствовали в других странах. И во многих из них буддизм сосуществовал с местными религиями, более того, они взаимно влияли одна на другую. Так было, напри¬мер, в Китае, Японии.
В Китае буддизм сосуществовал вместе с конфуцианством и даосизмом.
Большинство китайцев молилось в храмах всех трех рели¬гий. Учение конфуцианства, которое насаждалось императо¬ром и чиновниками, воспринималось как необходимые прави¬ла поведения в обществе, семье с подчинением низшего вы¬сшему, младшего старшему. Даосизм с его древними верова¬ниями во множество духов, гаданиями, предсказаниями давал выход чувствам человека. Буддизм же давал людям надежду на спасение от невзгод жизни и на лучшую будущую долю.
Подобное происходило и в Японии, где многие боги синто¬изма превратились в разные обличья Будды, и их статуи стояли в буддийских храмах. Буддийские монастыри в Япо¬нии были мощной силой. Им принадлежало большое коли¬чество земель с зависимыми от них людьми. Монастыри имели и вооруженные отряды из наемников, которые нередко участвовали в феодальных усобицах.
Буддизм оказал огромное влияние на культуру азиатских народов. Он дал мощный толчок развитию архитектуры, история сохранила нам множество подлинных архитектурных шедевров, которыми были буддийские храмы. Буддизм спо¬собствовал развитию скульптуры — в каждом храме было множество скульптур Будды и буддийских святых. Велико было влияние буддизма и на живопись. Великолепные пейза¬жи китайских и японских художников воплощали в себе буддийскую идею, что Будда — везде и во всем, во всех проявлениях природы. И даже в самых бедных раститель¬ностью уголках природы художники умели видеть их красоту.
Христианство.
Огромное влияние на культурные связи в Средние века имели Крестовые походы. Эти военные походы были направлены из Западной Европы против мусульман, язычников и различных еретических движений. Однако они имели не только негативное воздействие на страны Европы. Наиболее важным результатом крестовых походов для Западной Европы был захват западноевропейскими странами торговых путей по Средиземному морю, которые ранее находились в руках у Византии и стран Восточного Средиземноморья. А то обстоятельство, что торговые пути по Средиземному морю попали в руки западноевропейских купцов, сильно способствовало оживлению их торговли с Востоком, сыгравшей в экономическом развитии западноевропейских государств большую роль. Североитальянские города получили в этой торговле первенствующее значение, так как Византия, разгромленная в результате четвёртого крестового похода, уже не могла с ними соперничать. Это имело большое значение для более быстрого развития североитальянскях городов и облегчило возникновение в них ранних ростков капиталистических отношений.
На Востоке крестоносцы познакомились с шелководством, новыми земледельческими культурами (не известными до тех пор на Западе), рисом, арбузами, лимонными и фисташковыми деревьями. Именно во время крестовых походов в Европе начали пользоваться ветряными мельницами, познакомившись с их употреблением в Сирии. Встретив более высокую материальную культуру на Востоке, население Западной Европы научилось также изготовлению более тонких тканей, различной их окраске и более тщательной обработке металлов. Феодалы, побывавшие на Востоке, приобретали там более изощрённые вкусы. Расширение же потребностей высших классов западноевропейского общества вело к усилению эксплуатации крестьян, а следовательно, и к обострению классовой борьбы в Европе.