Мохэ
Древние мохэ относились к тунгусо-маньчжурским народам. Первые упоминания о них относятся к IV - V векам нашей эры. В этот период они появились на территории Маньчжурии, Приморья и Приамурья. С севера мохэсцы соседствовали с древними палеоазиатскими народами, которые занимались охотой, оленеводством и рыболовством. На западе они жили рядом с лесными охотниками и полукочевниками шивэйцами (предками монголов), кочевниками киданями и тюрками. На юге граничили с древнекорейским государством Когурё. 
   Хозяйство мохэсцев было комплексным. Они занимались земледелием, используя для вспахивания земли лошадей, разводили свиней. Таежная охота и рыболовство также были важными отраслями их хозяйства. Для жилья мохэсцы строили землянки. Китайские летописцы сообщают, что вход в мохэские жилища устраивался сверху. Чтобы залезть в него нужна была лестница. Однако археологические исследования не подверждают это сообщение. Возможно, оно относится к обычным искажениям древних хроник. К числу таких же фантастических небылиц относится и описание брачных обычаев у мохэ. 
“При браках женщина надевает холщевую юбку, мужчина одевается в шубу из свиной кожи, а на голову втыкает хвост леопарда.… В первый вечер брака жених приходит в дом невесты, берет невесту за груди и ревность прекращается. Если женщина блудно спознается с посторонним мужчиною, и скажут мужу об этом, то муж убивает жену, а потом, раскаиваясь, непременно убъет и сказавшего; посему у них прелюбодеяния никогда не открываются”.
Мохэсцы жили общинными поселениями. Группы поселений объединялись в племена. К VII веку насчитывалось несколько десятков мохэских племен.
  Мохэское общество относится к эпохе непосредственно предшествовавшей возникновению государственности и цивилизации. У мохэсцев уже существовало разделение на знать (вожди и старейшины), простых общинников и неполноправные группы населения. Более знатные имели “по несколько сот голов свиней”, селились в более крупных жилищах, пользовались лучшими землями, обладали домашними рабами. Определенные доходы знать получала в виде престижных даров от простых мохэсцев, от торговли с другими племенами и народами, подарков от китайских императоров. Однако большую часть добычи верхушка мохэского общества получала от войн со своими соседями. Они “отважны, и между восточными иноземцами считаются сильнейшими” – говорится о мохэ в древней китайской летописи. 
   За свои привилегии вожди и старейшины выполняли важные для общества административные и судебные функции. Кроме того, как правило, мохэские вожди являлись военачальниками. Они защищали население своих племен от набегов врагов и организовывали такие же набеги на соседей.   
От племен мохэ по всей территории их расселения сохранились археологические памятники: поселения, городища и могильники. Немалое их число расположено на территории Приморья. Одно из них – Новоселищенское городище в Ханкайском районе – находится на невысоком мысу выдающегося в долину горного отрога. Мыс у своего основания и окончания был пересечен земляными валами и рвами. Внутри городища рядами располагались квадратные западины – остатки землянок. 
   В процессе исследования археологических памятников мохэской культуры исследователи находят большое количество лепной глиняной посуды, железные орудия труда, многочисленные предметы вооружения (наконечники стрел и копий, мечи, пластины, нашиваемые  на кафтан воина), изысканные предметы украшения. Особенную гордость представлял пояс с нашитыми на него бронзовыми бляхами. Пояс сверкал на солнце как золотой и являлся своего рода знаком отличия, свидетельствовавшим о военном и социальном статусе его обладателя.   

чжурчжэни
Чжурчжэни (чжуличжэнь, нюйчжэнь, нюйчжи, кит. трад. 女眞, упр. 女真 , пиньинь: nǚzhēn) — тунгусские племена, населявшие территорию Маньчжурии, в том числе Приморского края. Говорили на чжурчжэньском языке. Основали династию Цзинь (ancun gurun по-чжурчжэньски, aisin gurun по-маньчжурски), просуществовавшую с 1115 по 1234.

Возможными предками чжурчжэней могли быть создатели неолитической культуры Хуншань. Этноним «чжурчжэни» относят к X веку, когда тунгусо-маньчжурское царство Бохай было захвачено киданями. Однако такие сходные называния как Сушэнь (Sushen) были известны еще до н. э.: они упоминаются в «Книге государства Вэй» и «Шань-хай цзин».

Значение слова «чжурчжэнь» неизвестно. Интересен тот факт, что в маньчжурском языке слово jušen встречается во многих лексических единицах со значением «раб», «крепостной». Например, jušen halangga niyalma — «маньчжурский крепостной» буквально означает «человек из клана чжурчжэней».

Во многие другие языки этноним «чжурчжэни» проник через монгольский язык.

Монгольская империя положила конец[источник не указан 745 дней] существованию чжурчжэнов как самостоятельного этноса. С XVII века известны как маньчжуры.

Дючеры, с которыми Хабаров и другие русские землепроходцы повстречались на среднем Амуре в 1640-х годах, считаются многими историками подгруппой чжурчжэней, или же группой, родственной им.