Древнерусское государство, возникшее в IX в., приняло в 988 г. христианство из Византии и тем самым оказалось вовлечённым в мощный поток византийской культуры. Её усвоение и творческая переработка породили оригинальное и самобытное искусство, которое называют древнерусским. Это искусство, отдалённое от наших дней столетиями, возникло в среде с общественными условиями и мировоззрением, отличными от современных, и обладает особенностями, без знания которых невозможно его полноценно воспринять. Форма, тематика и содержание древнерусского искусства тесно связаны с религией и призваны сосредоточить мысли и чувства человека на неземном, невещественном, вечном. Оно находилось под неусыпным контролем Церкви. Мирские (светские) сюжеты были ему известны, но не более того. Отсюда, однако, не следует, что древнерусская живопись не соприкасалась с жизнью и не отражала мыслей, интересов, настроений, владевших средневековым человеком. Совсем напротив! Создавая образ Богоматери или Святого Николы, изображая Страшный суд или события из жизни Христа, мастериконописец отвечал себе и своим современникам на самые насущные и важные вопросы, пытался проникнуть в тайны прошлого и будущего мироздания, разделить добро и зло, найти своё место в ми ре, смысл собственного существования. Но, конечно, выявить жизненное начало в творениях древнерусских живописцев, понять, как именно реальная жизнь отразилась в той или иной иконе, совсем не просто. При этом необходимо помнить, что икона - это произведение искусства особого рода, во многом непохожее на привычную для наших дней кар тину. По учению Отцев Церкви, иконный образ восходил к первообразу, т. е. представлял собой не личное восприятие какимлибо художником ветхо заветных или евангельских лиц, событий и откровений, а как бы запечатленную духовную истину; обладал (в доступных человеку пределах) такой же полнотой знания о сверхъестественном, Божественном мире, как и тексты Священного писания. А это значило, что художник должен был следовать приёмам иконографии, т. е. он не мог изменять композиционные схемы и облик персонажей по своему усмотрению. Именно иконография гарантировала верность изображённого Священному преданию и соборному опыту Церкви. Так сформировался один из основных признаков средневекового искусства - каноничность, т. е. следование строгим правилам - канону. Особенно это относится к древнерусским иконописцам, которые использовали устойчивый набор сюжетов, а главное - типы изображения и композиционные схемы, утверждённые традицией и Церковью. В художественной практике применялись так называемые образцы - рисунки, позднее - прориси (контурные кальки), без которых редко обходился средневековый мастер. Они не давали художнику сбиться и уклониться на путь само мышления. Канон - явление сложное и не может быть оценён однозначно. С одной стороны, он сковывал мысль средневекового живописца, ограничивал его творческие возможности. С другой - как неотъемлемая часть средневековой культуры, он дисциплинировал художника, направлял его творческий поиск в область тщательной проработки деталей, воспитывал зрителя, помогая ему быстро ориентироваться в сюжетах и внутреннем смысле произведений. Настоящее высокое искусство иконописи начиналось там, где творческая воля мастера, не порывая с каноном (в этом случае художник просто не был бы понят теми, для кого он писал), тем не менее преодолевала его. Иными словами, история иконописи - это история создания и преодоления канонов. Икона как изображение мира не стремилась к внешнему, формальному реализму. Напротив, она подчёркивала расстояние и разницу между высшим миром с приобщившимися к нему святыми и земным бытием, в котором существует зритель. Поэтому икона тяготела к условным формам, к преодолению телесности персонажей и объёмности окружающих их предметов. В иконе особенно бросается в глаза подчёркнуто небольшая глубина пространства, переданного в "обратной перспективе", т. е. состоящего лишь из ближнего и среднего планов. Дальний план ограничен непроницаемым золотым (или жёлтым, красным, зелёным, синим) фоном, Иконописцы называют его светом. И это действительно изображение Божественного света, иначе говоря - сферы, по смыслу и символике не столько ограничивающей и замыкающей, сколько безграничной и сверхпредельной. Однако её непроницаемость в сочетании с обратной перспективой не удаляла, а приближала к зрителю изображённое на иконе. Пространство иконы не "уходило" от зрителя, увлекая его за собой (как это бывает при созерцании картины), а словно шло ему навстречу вместе с помещёнными в нём святыми. Икона - произведение искусства очень сложное по своей внешней и внутренней организации, художественному языку и выполняемым задачам, Поэтому нельзя считать икону примитивом, а иконописцев - художника ми второго сорта, ремесленниками, способными лишь перерисовывать один у другого и не владевшими познаниями, необходимыми "настоящему" живописцу. Такой взгляд на иконопись был, к сожалению, распространён в XIX в., когда мастерам Древней Руси ставили в вину незнание анатомии и приёмов построения прямой перспективы. Икона - порождение не менее сложной художественной культуры, чем, например, картина эпохи Возрождения. Однако иконописец мыслил совершенно иными категориями и развивал только те художественные навыки и стороны своего таланта, которые отвечали господствующей иконографической традиции. Вполне закономерно, что самая известная из сохранившихся русских икон - "Троица" Анд рея Рублёва - почитается во всём мире как одно из величайших творений человеческого художественного гения. К сожалению, известно не так уж много имён древнерусских иконописцев, и дело не только в том, что абсолютное большинство произведений безвозвратно утрачено. Средневековое восточно-христианское искусство в основном безымянно, это присуще мировоззрению и культовому назначению искусства той эпохи. Ведь художник считался не столько творцом, сколько исполнителем произведения. Вот почему гораздо чаще известен заказчик иконописного шедевра, чем его создатель. Сведения о мастерах, по крайней мере, до конца XV в., практически единичны. Тем не менее, до наших дней дошли не одно и не два имени отечественных художников, уцелевшие на полях и затыльях (оборотах) икон, на стенах храмов, на страницах исторических документов. Например, Киево-Печерский патерик (сборник поучительных церковных повестей) сохранил имя знаменитого русского иконописца XI - начала XII в. Печерского монаха Олимпия. На штукатурке Софийского собора в Новгороде были обнаружены автографы его современников - Стефана, Радко, Сежира, Гаги. Таким образом, уже на заре средневековой иконописи открываются имена её первых творцов.
Искусство древнерусского государства (конец IX-начало XII вв.).
Образование единого государства со столицей в Киеве. Развитие феодальных отношений, укрепление связей с Византией и Болгарией. Введение единой государственной религии - христианства. Характер взаимодействия византийских и местных языческих традиций. Распространение письменности. Начало летописания. Византийские и болгарские книги на Руси. Жанры переводной литературы. Стиль монументального историзма в литературе и искусстве. Стремление русской церкви к правовой и идеологической автономии. Первые русские святые и значение их канонизации.
Архитектура.
Строительная деятельность князя Владимира в Киеве. Гражданские и церковные постройки из камня и дерева. Десятинная церковь и проблема реконструкции ее облика. Принципы построения крестово-купольного типа храма. Символика христианского храма. Расширение и укрепление Киева при Ярославе. Конструктивные особенности оборонительных сооружений. Строительная техника византийских зодчих. Композиционное и конструктивное решение Софийского собора. Эволюция образа Софии Премудрости в русской философии и иконографии. Данные археологии о храмах на территории "Ярославова города". Утверждение идей государственности и упрочение авторитета великого князя средствами архитектуры в городах, подчиненных Киеву. Строительство Софийских соборов в Новгороде и Полоцке. Объемно-пространственные особенности Спасо-Преображенского собора в Чернигове.
Новые черты в архитектуре Киева конца XI-начала XII вв. Формирование феодальных усадеб и монастырей. Киево-Печерский монастырь и его место в русской истории. Успенский собор Печерского монастыря как образец соборного храма. Собор Михайловскоо Златоверхого монастыря. Скульптурный декор киевских храмов.
Архитектура Переясславля Южного по данным археологии. Отличительные черты переяславских храмов. Собор Архангела Михаила.
Княжеское строительство 1-й четверти XII в. в Новгороде. Типологическая близость новгородских и киевских храмов. Деятельность зодчего Петра. Противопоставление архитектурной мощи Николо-Дворищенского собора церковным постройкам Софийской стороны. Пластическая выразительность Георгиевского и Рождественского соборов. Своеобразие новгородской архитектуры. Строительные материалы новгородских зодчих. Типологические особенности древнерусской культовой архитектуры X - начала ХII вв.
Монументальная живопись.
Принципы декорировки христианского храма и византийское монументальное искусство Х - ХI вв. Фрагменты росписи Десятинной церкви. Мозаики и фрески киевской Софии. Система расположения изображений на стенах и сводах храма. Композиционные особенности ктиторской композиции Софийского собора. Светские мотивы в живописном убранстве лестничных башен. Монументальная живопись Успенского собора Киево-Печерского монастыря по данным письменных источников. Мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря. Древняя живопись в церкви Спаса на Берестове.
Проблема датировки купольной росписи и живописи Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде. Композиция "Иов на гноище" из Николо-Дворищенского собора и ее связь с темой Страшного суда. Фрески собора Антоньева монастыря. Фрагменты первоначальной росписи Георгиевского собора. Стилистическая неоднородность древнерусской монументальной живописи Х - начала ХII вв.
Иконопись.
Теория образа в византийской и древнерусской эстетике. Символика иконы. Роль канона в искусстве православного Востока. Легенда о "нерукотворном Образе" и ее место в доктрине иконопочитания. Константинопольская икона "Богоматерь Владимирская" и ее значение для русской культуры. Киевское иконописание по письменным источникам. Икона "Богоматерь Великая Панагия" (Ярославская Оранта) и ее близость к мозаичным изображениям. Проблема датировки образа.
Рукописная книга.
Миниатюры "Остромирова Евангелия", "Изборника Святослава" и "Мстиславова Евангелия". Связь в книжных миниатюр с ювелирным искусство Киева.
Искусство древнерусских государств-княжеств (ХII - 1-я треть ХIII вв.)
Экономическая, политическая и культурная ситуация в русских землях в домонгольский период. Дробление единого Древнерусского государства на независимые княжества. Рост городов. Организация новых епископий. Развитие местного летописания. Создание исторических повестей и "слов". Становление архитектурных школ. Трансформация стиля монументального историзма.
Архитектура.
Объемно-пространственное решение и характер кладки стен киевской церкви Спаса на Берестове. Значение для воссоздания первоначального облика храма следов трехлопостного покрытия притворов.
Культовые постройки Чернигова. Новые черты в соборном и монастырском строительстве. Переход на равнослойную кладку. Конструктивные и художественные особенности Борисоглебского собора и Успенского собора Елецкого монастыря. Типологическое родство черниговских храмов с храмами середины ХII в. Киева, Владимира Волынского, Смоленска, Рязани. Данные археологии об архитектурном образе черниговского Благовещенского собора. Отражение его объемно-пространственного решения в композиции перестроенного Всеволодом Владимирского Успенского собора.
Сложение Приднепровской архитектурной школы. Архитектура северо-западных русских княжеств. Церковь Бориса и Глеба в Гродно. Собор Спасо-Ефросиньева монастыря в Полоцке и утверждение в архитектурном проектировании новых композиционных принципов. Композиционные и конструктивные особенности смоленской церкви Архангела Михаила. Завершение процесса переработки канонической крестовокупольной схемы в композиции Пятницкой церкви в Чернигове. Оригинальнсть объемно-пространственной структуры Пятницкого храма.
Архитектурные памятники юго-западных русских земель. Своеобразие Галицкой архитектурной школы. Связь Галицкого зодчества с архитектурой Польши и Венгрии. Скульптурный декор галицких храмов. Успенский собор Галича по данным археологии. Романские мотивы в архитектурном облике церкви Пантелеймона. Строительная деятельность князя Даниила в Холме. Художественное убранство холмской церкви Иоанна Златоуста. Участие галицких мастеров в сооружении храмов Владимиро-Суздальского княжества.
Архитектура Владимиро-Суздальской Руси. Крепостное и культовое строительство Юрия Долгорукого. Черты, сближающие соборы в Кидекше и Переславле Залесском с храмами западнорусских земель. Возвышение Владимира на Клязьме при Андрее Боголюбском. Приглашение Андреем европейских мастеров. Возведение Успенского собора и загородной резиденции Боголюбово. Первоначальный облик церкви Покрова на Нерли. Иконографические программы скульптурного декора андреевских храмов. Перестройка Успенского собора при Всеволоде III. Проявление романской архитектурной традиции в оформлении фасадов Дмитриевского собора. Монастырская архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Соборы Рождественского и Княгинина монастырей. Особенности строительной техники. Строительная деятельность сыновей Всеволода. Характеристика памятников ростово-ярославского и суздальско-нижегородского круга. Первоначальный облик Рождественского собора в Суздале и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Проблема реконструкции скульптурного декора на фасадах Георгиевского собора. Вопросы иконографии и семантики владимиро-суздальской графики. Связь скульптурных изображений с языческими верованиями местного населения. Приостановление каменного строительства в Залесской земле после 1237 года.
Архитектура Новгородской земли. Изменение социальной структуры Новгорода в 1-й половине ХII в. Возрастание роли боярства и архиепископа. Превращение Детинца в общегородской религиозно-политический центр. Зависимость монументального строительства от социального заказа и строительного материала. Типологические и художественные особенности церковных сооружений. Боярско-купеческие храмы Новгорода. Благовещания в Аркажах, Петра и Павла на Синичьей горке. Влияние посадской архитектуры на княжеское строительство. Объемно-пространственная структура церкви Спаса на Нередице. Проявление новых архитектурных идей в монастырском строительстве. Композиционные особенности собора Мирожского монастыря в Пскове и церкви Климента в Старой Ладоге. Эстетизация простоты и силы в архитектурном образе Староладожского Георгиевского собора. Первые башнеобразные композиции в новгородском культовом зодчестве. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу как образец нового архитектурного мышления и контактов Новгорода с городами Приднепровья. Отражение композиционной структуры Пятницкого храма в решении экстерьера церкви Перынского скита. Значение трехлопастного покрытия для дальнейшего развития новгородского культового зодчества.
Монументальная живопись.
Сведения о художественных работах греческих мастеров в Боголюбове. Фрагменты первоначальной росписи во Владимирском Успенском соборе. Восстановление живописного убранства Успенского собора при Всеволоде III. Фресковые композиции Дмитриевского собора. Страшный суд в системе росписи храма. Монументальная живопись в дьяконнике Рождественского собора Суздаля. Стилистические особенности византийской монументальной живописи комниновского периода.
Стенные росписи в храмах Новгородской республики. Преобладание линейно-графического начала в стенописи собора Мирожского монастыря в Пскове. Связь мирожского ансамбля с балканской иконографической традицией. Характер декорировки центральной аспиды. Драматическое звучание произведения. Принципы размещения изображений в интерьере церкви Георгия в Старой Ладоге. Иконографические нововведения. Особенности стиля. Художественное оформление церкви Спаса на Нередице. Композиция "Вознесение" и ее место в системе росписи. Проявление "линейного" стиля в стенописи церкви Благовещения в Аркажах. Иконографические особенности живописных композиций алтарной части аркажского храма.
Открытия реставраторов в соборе Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке. Монументальная живопись Смоленска в свете археологических изысканий. Фрески Кирилловской церкви в Киеве.
Древнерусские живописные ансамбли 2-й половины ХII в. в контексте эволюции византийского монументального искусства.
Иконопись.
История изучения и реставрации икон ХII-ХIII вв. Вопросы датировки памятников домонгольского периода. Отечественное искусствознание о проблеме школ и национального своеобразия ранней русской иконописи. Роль и место византийских икон в древнерусской художественной культуре. Иконы, происходящие из среднерусских земель. Иконы, исторически связанные с Новгородом и Псковом. Воинская тема в греко-русской иконописи ХII-ХIII вв.
Оформление южных и западных врат собора Рождества Богородицы ы Суздале. Особенности техники золотой наводки. Сюжеты и стилистика медных клейм.
Рукописная книга.
Влияние народной культуры на миниатюры Евангелия Домки. Тератологический стиль новгородских рукописей.
Искусство периода монголо-татарского ига и начала объединения русских земель (2-я половина ХIII - 1-я половина ХV вв.).
Политика русских князей в условиях золотоордынского ига. Переход западнорусских земель под власть Литвы и Польши. Появление на карте Руси новых политических и культурных центров. Возвышение Тверского и Московского княжеств. Рост торгово-ремесленных посадов. Возрождение книжной культуры. Перенесение митрополичьей кафедры из Киева во Владимир, а из Владимира - в Москву. Восстановление прерванных связей с Византией и Балканскими странами. Победа на Куликовом поле и ведущая роль Москвы в деле объединения русских земель. Начало формирования великорусской народности.
Архитектура.
Письменные источники о культовом строительстве в Твери в конце ХIII - ХV вв. Тверское зодчество по данным археологии. Известия о ранних московских храмах. Московский кремль при Иване Калите. Новые черты в московской архитектуре 1-й половины ХV в. Объемно-пространственное и художественное решение храмов Звенигорода. Композиционный строй Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря и Спасского собора Андроникова монастыря. Декор московских памятников.
Развитие в Новгороде элементов новой городской культуры. Участие купцов и посадских людей в храмовом строительстве. Церковь Николы на Липне и ее связь с постройками предшествующего периода. Возвращение к композиционным и конструктивным решениям 2-й половины ХII в. в трактовке церкви Спаса на Ковалеве. Использование трехлопастного покрытия в церкви Успения на Болотовом поле. Типология новгородской культовой архитектуры 2-й половины ХIV - начала ХV вв. Композиция, конструктивные особенности, декоративное оформление церквей Федора Стратилата, Спаса на Ильине улице, Петра и Павла в Кожевниках. Строительная деятельность архиепископа Евфимия. Перестройка владычного двора. Евфимиева палата и ее место в новгородском зодчестве. Новгородская архитектура в период соперничества республики с Московским княжеством.
Обретение Псковом политической и экономической самостоятельности. Социальная структура Пскова. Роль посадского населения в формировании облика города. Конструктивно-композиционные особенности уличанских храмов: Василия на Горке, Козьмы и Демьяна с Примостья, Георгия со Взвоза. Перестройка Троицкого собора. Отражение архитектурных идей ХII в. в композиции собора Снетогорского монастыря. Пластическая выразительность псковских памятников. Объемно-пространственное решение церкви Успения в Мелетове. Распространение типа бесстолпного храма. Разнообразие типов псковских звонниц. Крепостное строительство. Крепостные сооружения Изборска.
Монументальная живопись.
Монументальные росписи византийских и балканских мастеров в Новгороде и его окрестностях. Система росписи церкви Успения на Волотовом поле. Характер декорировки аспиды храма. Вопросы датировки ансамбля. Стилистические особенности росписи. Формирование эмоционально-экспрессивных и живописных тенденций в искусстве ХIV в. Фрески церкви Спаса на Ковалеве. История возрождения ковалевской живописи. Программа ковалевской стенописи в свете южнославянской иконографической традиции. Цветовой строй памятника. Монументальная живопись церкв Спаса Преображения на Ильине улице. Сведения Епифания Премудрого о художественной деятельности Феофана Грека. Проблема реконструкции иконографической программы и первоначального замысла росписи. Взаимоотношение эстетики Феофана с идейными установками исихазма. Роль и место света в творчестве художника. Иконографические и стилистические особенности стенописи церкви Федора Стратилата. Утверждение нового художественного языка в росписи церкви Рождества на Кладбище. Черты воздействия балканского искусства в стенописи церкви Архангела Михаила Сковородского монастыря. Разнообразие стилей и манер в новгородской монументальной живописи 2-й половины ХIV - начала ХV вв. Влияние станковой живописи на фресковые изображения в церквях Сергия Радонежского и Симеона Богоприимца.
Монументальная живопись Пскова. Программа росписи и стиль фресок Рождественского собора Снетогорского монастыря. Первоначальный колорит росписи. Фрагменты живописного убранства храмов Довмонтова города. Черты, сближающие псковские фрески с новгородскими памятниками. Стенная роспись церкви Успения в Мелетове. Особенности декорировки алтарной части храма. Стиль живописи и цветовой строй ансамбля.
Данные летописей о художественных работах греческих изографов в ХIII - ХV вв. в Твери и Москве. Совместная деятельность византийских и русских изографов в храмах Московского кремля. Фрески Даниила и Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира. Стилистическая близость успенской росписи к константинопольскому искусству эпохи Палеологов. Композиция Страшный Суд как образец высокого идейного и гуманистического содержания искусства Даниила и Андрея Рублева. Сведения о несохранившихся монументальных произведениях художников.
Иконопись.
Становление и эволюция региональных иконописных школ.
Формирование и развитие новгородской школы иконописания. Художественный строй и стилистика новгородских иконных образов. Новгородские краснофонные иконы. Образы наиболее почитаемых святых Новгородской земли в местной иконографической традиции. Отражение в новгородских иконах исторических событий и изображение реальных персонажей. Антимосковская направленность новгородского искусства и проявление ее в станковой живописи. Новгородский извод иконы "Покров Богоматери". Иконопись новгородской провинции - "северные письма".
Псковская иконопись в контексте новых открытий реставраторов. Соотношение местных черт и "новгородизмов" в псковской иконописи. Псковский извод композиции "Сошествие во Ад". Излюбленные цветовые сочетания псковских мастеров. Демократический характер псковской культуры и отражение его в местном иконописании.
Стилистические признаки и художественные традиции тверской иконописи. Цветовая палитра тверских изографов. Экспрессия и масштабность образов в иконах "Борис и Глеб", "Архангел Михаил". Архаическая окрашенность тверских икон ХIV - 1-й половины ХV в. Характер пробелов и способы моделировки иконных изображений Царских врат из Нектарьева монастыря. Противопоставление местной художественной традиции влияниям московского и новгородского искусства в период борьбы Тверского княжества за независимость. Деисусный чин из собрания А.И.Анисимова (ГТГ), "Успение" из Минска (ГЕГ), "Игнатий Гангрский с житием" (ГТГ) как наиболее характерные памятники тверской школы иконописи.
Проблемы изучения ростово-суздальской иконописи. Отличительные особенности икон ростово-ярославского и суздальско-нижегородского происхождения. Техника письма ростовских иконописцев. Цветовой строй ростовских памятников. Стилистика икон из Покровского монастыря Суздаля. Икона "Покров богоматери" как классический образец суздальской иконописи. Влияние ростово-суздальской художественной традиции на формирование изобразительного языка московской школы иконописания.
Стилистическая разнородность московских икон ХIV в. Художественные работы, исполненные в Москве Феофаном Греком и художниками его круга. Деисус и праздничный ряд Кремлевского Благовещенского собора. "Васильевский чин" и проблема реконструкции иконостаса Успенского собора Владимира. Эстетические взгляды Андрея Рублева. Связь творчества Рублева с художественным наследием домонгольского периода. "Владимирская запасная" как образец переосмысления художником византийской традиции. Лирико-гармонизирующие тенденции в искусстве Рублева и московских иконописцев 1-й половины ХV в. Цветовое решение икон "Звенигородского чина". Отражение представлений о физическом и нравственном идеале человека в образе "Спаса".
Икона "Троица" и ее место в истории русского искусства. Иконографические и живописные особенности произведения. Варианты интерпретации художественного образа. Деятельность бригады Рублева в Троице-Вергиевом монастыре. Рублевские традиции в произведениях московских художников 1-й половины ХV в. Историческое значение творчества Рублева. Сведения о художнике Дионисии Глушицком и его иконах. Икона с изображением Кирилла Белозерского.
Рукописная книга.
Заставки и инициалы "Евангелия Кошки". Композиционные и колористические особенности миниатюр "Евангелия Хитрово". Влияние миниатюр "Евангелие Хитрово" на характер оформления русских рукописей ХV в. Миниатюры "Евангелия Морозова". Семантика новгородского тератологического орнамента.