В V – XII веках на юге российского Дальнего Востока возвысились и окрепли три народа: мохэ, кидани, шивэй. Развивалось их хозяйство, отношения между соплеменниками делались все более сложными. Выделение племенной знати, появление частной собственности, создание военных союзов привели к возникновению государств. На этом и следующем уроке вы узнаете как и где эти народы создали свои государства.
На юге Дальнего Востока
России археологи обнаружили
сотни поселений и
могильников, оставленных
МОХЭ, КИДАНЯМИ, ШИВЭЙ.
Наиболее крупные из них:
– Васильевское городище в Хабаровском крае,
Краснояровское городище в Приморье,
гора Шапка в Амурской области.
Народы говорили на разных языках, имели своеобразное хозяйство и быт, но многое их объединяло.
Поселения мохэ и шивэй обнаружены около села Малышево
(Хабаровский край) на берегу Амура.
Кидани – кочевники (сведения в летописях и рисунках на стенах гробниц. На них изображены повозки и юрты).
На вершине сопки у Каменного ключа в районе
Железнодорожной станции Биракан (ЕАО) найдены остатки городища, которое с одной стороны было прекрасно укреплено самой природой. А там, где сопка имела пологий склон, древние люди выкопали ров и насыпали вал. От шести жилищ, в которых обитали люди, до сих пор сохранились ямы – западины.
Главные занятия мохэ и шивэй были охота и рыболовство
Земледелие
пшеница
чумиза
гаолян
соя
фасоль
Скотоводство
Свиньи
Лошади
Собаки
С.9.
Наемные
войска
Обменивались между собой: продуктами питания, изделиями ремесел, охотничьей добычей
Приобретали: зерно, ткани, изделия из металла.
Товары китайского производства: оружие, ткани, посуда, украшения.
Мохэские вожди приобретали должности и титулы у китайского императора (авторитет у сородичей).
Предлагали: ценные меха (соболя, горностая), шкуры (оленей, тигров), полудрагоценные камни,
женьшень,
панты,
кедровые орехи.
Общественные отношения: Середина I тысячелетия – родовой строй.
Предпосылки разложения родового строя и для возникновения государства:
Вождь, родовая знать – присваивали большую часть военной
добычи.
2. Частная собственность.
3. Обычай наследовать власть от отца к сыну.
Религия: Религиозные представления мохэ, киданей и шивэй были АНИМИСТИЧЕСКИМИ. Они считали, что душа есть у людей и животных, у деревьев, рек и озер, у ветра, дождя, дня и ночи.
Мохэсцы верили в жизнь после смерти.
Народы, жившие на юге Дальнего Востока России в V – VII веках (мохэ, кидани, шивэй), говорили на разных языках, имели своеобразное хозяйство и быт, но многое их объединяло:
- Все они находились на одном уровне культурного развития. Их религиозные представления были анимистическими.
- У них начался переход от кочевого к оседлому образу жизни, возникли земледелие и скотоводство.
- Из числа рядовых общинников выделялась племенная знать. Появилась частная собственность. Все это создавало предпосылки для возникновения государства.
громный регион, условно называемый Дальним Востоком, включает в себя Китай, Японию, Корею, Монголию и Тибет - страны, имеющие ряд сходных черт, но одновременно и значительные различия в культуре. Все страны Дальнего Востока испытывали воздействие древних цивилизаций Китая и Индии, где ещё в I тысячелетии до н. э. возникли философско-религиозные учения, положившие начало представлению о при роде как всеобъемлющем Космосе - живом и одухотворённом организме, который живёт по своим собственным законам. Природа оказалась в центре философских и художественных исканий всего средневекового периода, а её закономерности считались универсальны ми, определявшими жизнь и взаимоотношения людей. С многообразными проявлениями природы сопоставлялся внутренний мир человека. Это по влияло на развитие символического метода в изобразительном искусстве, определив его иносказательный поэтический язык. В Китае, Японии и Корее под влиянием подобного отношения к природе формировались виды и жанры искусства, строились архитектурные ансамбли, тесно связанные с окружающим ландшафтом, зарождалось садово-парковое искусство и, на конец, происходил расцвет пейзажной живописи. Под влиянием древнеиндийской цивилизации стал распространяться буддизм, а в Монголии и Тибете - также индуизм. Эти религиозные системы принесли в страны Дальнего Востока не только новые для них идеи, но и оказали непосредственное влияние на развитие искусства. Благодаря буддизму во всех странах региона появился неизвестный прежде новый художественный язык скульптуры и живописи, были созданы ансамбли, характерной особенностью которых стало взаимодействие архитектуры и изобразительного искусства. Особенности изображения буддийских божеств в скульптуре и живописи складывались на протяжении многих веков как особый язык символов, выражавший представления о мироздании, нравственных законах и предназначении человека. Таким образом закреплялись и сохранялись культурный опыт и духовные традиции многих народов. В образах буддийского искусства воплощались идеи противоборства добра и зла, милосердия, любви и надежды. Все эти качества определили своеобразие и общечеловеческую значимость выдающихся творений дальневосточной художественной культуры.
ИСКУССТВО КИТАЯ
Китай или Срединное царство, как с незапамятных времён именуют его китайцы, - страна, раскинувшаяся на необъятных просторах Восточной и Центральной Азии. Здесь около шести тысяч лет назад зародилась одна из древнейших цивилизаций, которая оказала влияние на развитие всех народов, населявших страны Дальнего Востока. Китайская письменность стала основой письменности корейцев, вьетнамцев и японцев. Многие изобретения китайцев, такие, как шёлк, порох и компас, являются достоянием всего человечества. В Китае впервые появились фарфор, бумага, кисти, тушь и книгопечатание. Культура Китая отличалась не только многообразием, но и большой жизнестойкостью. Междоусобные войны, крестьянские восстания и разрушительные набеги завоевателей не помешали искусству этой страны вплоть до позднего Средневековья сохранить преемственность традиций, впитать и преобразовать все внешние культурные влияния.
ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД
Древнейшие племена, заселившие плодородные долины больших рек Китая в V-III тысячелетиях до н. э., создавали поселения из небольших, углублённых в землю глинобитных хижин. Они возделывали поля, раз водили домашних животных, знали многие ремёсла. Обнаруженная на территории Китая керамика того времени - сосуды из бледно-желтой или красновато-бурой обожжённой глины по месту первых раскопок была названа Яншао. В этих сосудах хранили вино и масло, готовили пищу, а большие сосуды служили погребальными урнами. Вылепленные вначале вручную, а впоследствии с помощью гончарного круга, глиняные изделия - вазы, чаши, блюда, миски - отличались необычайной правильностью форм. Их обжигали при температуре око ло полутора тысяч градусов Цель сия, а затем лощили кабаньим зубом, благодаря чему онистано вились гладкими и блестящими. Верхнюю часть сосудов покрывали сложными геометрическими узорами - треугольниками, спиралями, кругами и ромбами, а также изображениями зверей.
ПЕРИОД ШАНИНЬ
Следующий период истории Древ него Китая получил название Шан Инь (XVI-XI в. до н. э.) по имени племени, заселившего долину реки Хуанхэ во II тысячелетии до н. э. Именно тогда образовалось первое китайское государство, во главе которого стоял правитель - ван, бывший одновременно и верховным жрецом. В то время во всех областях жизни обитателей Китая произошли значительные перемены: были изобретены шёлкопрядение, бронзолитейное дело, иероглифическая письменность, зародились ос новы градостроительства. Столица государства - великий город Шан, расположенный недалеко от современного города Ань ян, - в отличие от древнейших поселений имела отчётливый план. Среди других построек выделялся дворец правителя, возведённый на прямоугольной платформе, обложенной морской галькой. Высокая соломенная крыша дворца опиралась на три ряда деревянных колонн, основаниями которых служи ли бронзовые диски. Многие изделия художественных ремёсел периода Шан Инь предназначались для ритуальных церемоний в честь духов предков и божеств, управляющих силами при роды. Подземные захоронения знати представляли собой две расположенные друг над другом глубокие подземные камеры крестообразной или прямоугольной формы. Их площадь достигала иногда четырёхсот квадратных метров, стены и по толок были расписаны красными, чёрными и белыми красками или инкрустированы, т. е. украшены кусочками камня, металла и т. д. Входы в погребения охраняли каменные фигуры фантастических зверей. Узоры, украшавшие статуи, и все предметы, которые клали в захоронение, имели магический смысл и были связаны единой символикой.