Античные города Причерноморья
Возникли в ходе греческой колонизации в VII в. до н.э. Крупнейшие античные города в Северном Причерноморье — Тира, Ольвия; в Крыму — Херсонес, Феодосия, Пантикапей и др., в районе Керченского пролива и на Кавказском побережье — Фанагория, Гермонасса, Горгиппия, Диоскуриада, Фасис и др.; в устье Дона — Танаис. В V в. до н.э. часть городов объединилась в Боспорское государство. Во II в. до н.э. под властью Понтийского царства, затем Рима. Завоёваны готами и гуннами (середина III — конец IV вв. н.э.).
нтичные города Северного Причерноморья, города, возникшие в ходе греческой колонизации на северном берегу Чёрного моря в 6—5 вв. до н. э. В конце 7 в. до н. э. на северных берегах Чёрного моря возникли греческие торговые пункты — эмпории. В 6 и 5 вв. до н. э. Северное Причерноморье входило в сферу колонизации движения греков, которых привлекали сюда плодородные земли, обилие рыбы в устьях рек, возможность вести широкую торговлю с племенами северочерноморских степей — скифами, синдами, меотами и др. В 6 в. до н. э. на северном берегу Чёрного моря возникли греческие города, основанные переселенцами из Ионии, Малой Азии и с островов Эгейского моря: Тира, Ольвия, Феодосия, Пантикапей, Нимфей, Киммерик, Тиритака, Мирмекий, Фанагория, Гермонасса, Кепы и др. В 422 до н. э. возник Херсонес, в 3 в. до н. э. — Танаис.
Античные города Северного Причерноморья жили самостоятельной жизнью, сохраняя со своими метрополиями торговые и культурные связи. Большую роль в их экономической жизни играла торговля с городами Греции и Малой Азии и с племенами северочерноморских степей. Города ввозили из бассейна Эгейского моря вино, оливковое масло, металлические изделия, мрамор, керамику, дорогие ткани и пр. и вывозили хлеб, скот, кожи, солёную рыбу, рабов. Важную роль в их хозяйстве играли промыслы, ремесло, земледелие и скотоводство.
По социальному и политическому устройству все Античные города Северного Причерноморья первоначально были рабовладельческими полисами. Некоторые города, расположенные вокруг Керченского пролива, уже в 480 до н. э. объединились вокруг Пантикапея в единое Боспорское государство. Античные города Северного Причерноморья достигли расцвета в 4 в. до н. э., когда они являлись важнейшими поставщиками хлеба и других продуктов потребления для многих городов Греции и Малой Азии. Античные города Северного Причерноморья (особенно боспорские и Ольвия) имели тесный контакт с местными племенами. Они оказывали экономическое и культурное влияние на местные племена, способствовали разложению у них родового строя, развитию имущественной дифференциации и вызреванию классовых отношений.
Искусству Античные города Северного Причерноморья присущи многие черты, характерные для всей художественной культуры античного мира. Города имели регулярную планировку (т. н. система Гипподама), в культовых и обществ, постройках применялся ордер, был распространён тип жилого дома с перистилем. Из Греции в Античные города Северного Причерноморья широко ввозились разнообразные художественные изделия — скульптура, мелкая пластика, геммы, украшенные росписью вазы. В то же время искусство, создававшееся в А. г. С. П., отмечено признаками местного своеобразия. В нём нашли отражение жизнь окружающих народов (скифов, синдов, меотов и др.), их религиозные представления и ритуалы (золотой гребень из кургана Солоха, 4 в. до н. э., с рельефом, изображающим скифов в бою; электровый сосуд из Куль-Обы, 4 в. дон. э., с рельефами на темы скифского быта). В Античных городах Северного Причерноморья сложились самобытные разновидности погребального сооружения (перекрытый уступчатыми сводами подкурганный каменный склеп с коридором-«дромосом»), декоративной стенной росписи, скульптурные надгробия-стелы, расписной керамики (ольвийские и боспорские вазы со стилизованными растительными мотивами, боспорские «акварельные» пелики). Своеобразны ольвийские бронз, зеркала со стилизованными изображениями на рукоятках (6—5 вв. до н. э.). Самобытные устремления художественной культуры Античных городов Северного Причерноморья полнее всего проявились в искусстве Боспорского государства. Это сказалось и в религиозном представлениях обитателей Античных городов Северного Причерноморья; у них наряду с чисто греческими божествами (Аполлон, Деметра и др.) получили распространение и культуры негреческих божеств, например таврской богини Девы и др.
В 3 в. до н. э. Античные города Северного Причерноморья испытали значительные экономические затруднения, связанные с ослаблением торговых связей с Грецией и с усложнением обстановки в Северном Причерноморье. Скифы, теснимые из придонских и приднепровских степей сарматами, начали оказывать давление на города побережья. Во 2 в. до н. э. скифский царь Скилур подчинил ослабевшую Ольвию. Его сын Палак отнял у Херсонеса его владения. Херсонесцы обратились за помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору, и город попал под его власть. В конце 2 в. до н. э. на Боспоре вспыхнуло восстание под Предводительством Савмака. После подавления восстания войсками Митридата VI Евпатора он стал царём Боспора. Под его власть попала и Ольвия. Т. о., Митридат овладел всеми Античными городами Северного Причерноморья. В борьбе с Римом (89—63 до н. э.) Северное Причерноморье использовалось им как база для снабжения его армий и источник пополнения его войск. После гибели Митридата VI на Боспоре происходила ожесточённая борьба за престол, в которую вмешивались римляне и вожди окружавших Боспор племён. Боспорские города были сильно разрушены и пришли в упадок. В первых веках н. э. Античные города Северного Причерноморья вновь пережили период подъёма. Однако Ольвия, восстановленная из руин после разрушения её гетами в середине 1 в. до н. э., далеко не достигла прежнего уровня развития. Во 2-й половине 1 в. до н. э. она подчинялась скифским царям, во 2 в. н. э. попала под власть Римской империи. Херсонес зависел то от Боспорского государства, то от Римской империи.
В первых веках н. э. в экономической, политической и культурной жизни Античных городов Северного Причерноморья всё большую роль играют негреческие, главным образом сарматские, элементы. В середине 3 в. н. э. Античные города Северного Причерноморья подверглись разорительному нашествию готов. Ольвия была полностью разрушена. На Боспоре готы и союзные им племена временно захватили власть и сделали его базой для своих пиратских набегов на побережья Чёрного и Эгейского морей. Более успешно сопротивлялся готам Херсонес, который, видимо, в конце 3 в. н. э. вошёл в состав Римской империи. В середине 3 в. начался быстрый упадок Боспорского государства, резко пала торговля, сократилось ремесло, происходила натурализация хозяйства, в 1-й трети 3 в. прекратилась чеканка монеты. В конце 4 в. на Северное Причерноморье обрушились опустошительные завоевательные походы гуннов, довершившие упадок античных городов.
Античные города Северного Причерноморья сыграли большую роль в истории народов Восточной Европы как проводники наиболее передовых для их времени рабовладельческих социально-экономических отношений и культуры, как посредники между этими народами и центрами античного рабовладельческого мира Средиземноморья.
- возникли в ходе греческой колонизации с 6 в. до н. э. Крупнейшие античные города: на севере - Тира - Ольвия, Херсонес, Феодосия, Пантикапей, Фанагория, Танаис; на Кавказском побережье - Горгиппия, Диоскуриада, Фасис. Вели торговлю с городами Др. Греции и М. Азии, скифами. В 5 в. до н. э. часть городов объединилась в Боспорское государство. С 3 в. до н. э. подвергались нападениям скифов, сарматов. Во 2 в. до н. э. под властью Понтийского государства, затем Рима. После вторжения готов и гуннов (сер. 3 - кон. 4 вв. н. э.) пришли в упадок.
Города. По берегам Черного моря греками было основано много колоний. Наиболее значительными из них в культурном и экономическом отношениях стали города, расположенные на юге Украины, России и в Крыму. В начале 6 в. до н. э. мало-азийский город Милет основал на берегу Буто-Днепровского лимана город, Ольвию, на восточном берегу Крыма—Феодосию и Пантикапей (ныне Керчь), ставший к концу 5 в. до н. э. центром большого государства, так называемого Боспорского царства. Греческий город Теос основал колонию на Таманском полуострове — Фанагорию. Позже, в 5 в. до н. э. был основан Херсонес (близ Севастополя). Ольвия и Херсонес развивались своеобразно, несколько иначе, чем Боспорское царство, по типу греческих полисов. Кроме этих крупных городов, возникло много других поселений в Крыму и на Северном Кавказе.
Греческие государства были заинтересованы в развитии колоний, так как оттуда шли столь необходимые грекам рабы, хлеб, рыба, кожа. Греческие причерноморские города были тесно связаны не только с метрополией, но и с местными племенами — со скифами и позже с сарматами. Это во многом обусловило своеобразие развития культуры и искусства колоний. В развитии искусства причерноморских городов можно наметить два исторических этапа: первый от архаического периода до 1—2 вв. до н. э. и второй с 1 в. до н. э. по 3 в. н. э. В первом преобладает греческий художественный стиль, во втором господствует местный стиль, сложившийся во взаимодействии античных и скифо-сарматских элементов.
В 6—2 вв. до н. э. в причерноморские колонии ввозились из разных греческих центров в огромном количестве расписные вазы. В Ольвии и в городах Боспорского царства были найдены при археологических раскопках множество ваз ориентализирующего стиля из Коринфа, Родоса и Хиоса, чернофигурных и краснофигурных ваз из Аттики, а также керамика из эллинистических центров. Кроме ваз, импортировались терракотовые статуэтки, бронзовые изделия, мраморная скульптура.
Если в первые века существования причерноморских городов художественные произведения были преимущественно привозными, то скоро там стали создаваться свои мастерские керамистов, коропластов, торевтов, ювелиров, резчиков по дереву. Появляются и свои живописцы.
К концу 5-го - началу 4 в. до н. э. относятся замечательные произведения живописи: монументальная роспись подкурганного склепа на Таманском полуострове «Большая Близница» и роспись на деревянных досках саркофага из кургана Куль-Оба близ Керчи. Местные скульптурные мастерские начинают интенсивно работать только в эллинистическое и римское время. В районе причерноморских городов нет ни мрамора, ни другого хорошего камня для скульптуры; местный камень известняк не красив и не пластичен, и поэтому в 6—2 вв. до н. э. жители Ольвии, босфорских городов, Херсонеса предпочитают ввозить скульптуру из Греции и островов Эгейского моря. Среди привозных произведений следует назвать такие замечательные образцы скульптуры, как, например, стела с изображением атлета и скифа (Херсонский музей), голова богини из Ольвии 5 в. до н. э, статуя так называемого «Боспорского царя» 4 в.. до н. э., статуя Диониса 4 в. до н. э. (Санкт-Петрбург, Эрмитаж) и многие другие.
С 3—2 вв. до н. э. появляется скульптура местной работы, например, гермы Геракла и Диониса из Пантикапея (Санкт-Петрбург, Эрмитаж), многочисленные надгробные стелы с рельефами. Особенно много местных скульптурных произведений падает на 1 в. до н. э. и первые века нашей эры. Это главным образом стелы из Боспора и Херсонеса, на которых можно последовательно проследить развитие местного художественного стиля.
Греческие метрополии, особенно Афины, были весьма заинтересованы в широком обмене с причерноморскими городами и поставляли туда много первоклассных художественных товаров. Кроме скульптуры, следует особо отметить такие шедевры, как например, золотые подвески с изображением Афины Парфенос в медальоне (курган Куль-Оба), фигурные аттические сосуды в виде сфинкса, Афродиты в раковине — 4 в. до н. э. из погребения в Фанагории, редчайшие вазы с рельефными украшениями работы афинского мастера Ксенофанта,. гидрия с композицией, повторяющей центральную группу западного фронтона Парфенона, гравированные пластинки слоновой кости и многие замечательные-краснофигурные вазы (Санкт-Петрбург, Эрмитаж).
Местные художники достигли особенного мастерства в торевтике и в резьбе-по дереву (украшении саркофагов). Они исполняли заказы не только жителей причерноморских городов, но и скифов. Таковы, например, всемирно известная электровая чаша из кургана Куль-Оба, золотой гребень с пластическими изображениями скифов и серебряные сосуды из кургана Солоха, серебряная амфора Чертомлыцкого кургана и многие другие произведения. Хотя на вазах из Куль-Обы и Чертомлыка изображены скифы, причем переданы с большим знанием скифской жизни, но художественный стиль этих произведений чисто греческий, классический.
Архитектура городов Причерноморья носит античный характер с некоторыми местными отклонениями. Прочно вошли в строительство греческие ордера.
Высокими архитектурными достоинствами отличаются боспорские склепы 4 в. до н. э., сложенные из камня по системе ложного свода (курганы: «Большая Близница», Царский). Чрезвычайно интересны пантикапейские склепы 1—2 вв. н. э., вырезанные в грунте или построенные из камня и покрытые росписью. В стенных росписях особенно часто встречается образ Деметры — богини земледелия. Одно из таких изображений (в склепе Деметры в Пантикапее — Керчи), относящееся к 1 в. н. э., имеет много общего с росписями Пальмиры.
Отличительными особенностями боспорских росписей 1—2 вв. н. э. являются плоскостность, линеарность, преобладание локальных тонов, статичность фигур, невыразительность лиц, пренебрежение к пластической анатомии.
Начиная с 1 в. до н. э. и особенно в первые века н. э. Рим активно вмешивался в жизнь причерноморских городов. Римские гарнизоны стояли в Ольвии и Херсонесе и в ряде других пунктов Крыма. Это обусловило появление наряду с памятниками местного стиля — чисто античных произведений, уже довольно редких в этот период. Таковы, например, превосходные мраморные рельефы — части саркофагов из Херсонеса. Римская строительная техника также нашла свое место в архитектуре Причерноморья, например полуциркульные своды в склепе Ольвии, в склепе Деметры в Пантикапее. Показательна в этом плане также кладка оборонительных стен и башен в Херсонесе.
Культура и искусство античных городов Причерноморья хорошо и полно разработаны советской наукой. Много исследователей посвятили свои работы эволюции художественной жизни Причерноморья, изучению работ местных мастеров. Можно сказать, что без знания боспорской живописи, ювелирного дела, резьбы по дереву, мы не имели бы полного представления о всех сторонах развития античного искусства.
Билет 43. Античные города Причерноморья
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12012-01-10 14:58:53
Страница: 1