Еще в XVIII веке, со времени первых сибирских экспедиций тогда еще молодой Российской академии наук, учёный мир столкнулся с целой серией удивительных изделий, привезённых из глухой, по европейским понятиям тех лет, Минусинской степи. Вещи эти, преимущественно бронзовые, были или случайно найдены, или доставлялись «бугровщиками» («буграми» назывались курганы). Путешественники в те далекие годы бывали немало изумлены бесконечными курганными полями, мимо которых им доводилось проезжать. Рукотворные холмы (от совсем небольших до гигантских) буквально усеивали пространства вдоль течения среднего Енисея. И даже в наши дни, когда многие сотни, а то и тысячи этих памятников просто исчезли с лица земли, а остальные с огромными воронками в центре изувеченных насыпей хранят следы «золотой лихорадки» XVIII века, они представляют внушительное, почти мистическое зрелище. Поэтому нет ничего странного в том, что горячий интерес к древним курганным тайнам побудил еще в 1722 году Д. Г. Мессершмидта провести здесь первые научные раскопки. 20-е годы XX века один из отцов сибирской археологии С. А. Теплоухов на основании всех накопленных к тому времени материалов пришел к выводу о существовании на берегах Среднего Енисея особой археологической культуры, названной им минусинской курганной. Впоследствии по раскопкам у Тагарского острова на Енисее, ныне находящегося на территории города Минусинска, её переименовали в тагарскую. Современники и близкие соседи пазырыкцев, тагарцы расселялись на степной и лесостепной территории на юге современного Красноярского края — в Минусинской котловине — и в северо-восточной части нынешней Кемеровской области. Здесь они занимались пастушеским скотоводством и земледелием: разводили коров, породистых верховых коней, а также низкорослых лошадок, наподобие современных «монголок», рыли каналы для орошения полей. Среди важнейших занятий было и горное дело. В добыче и обработке цветных металлов тагарцы достигли такого совершенства, что продолжали делать оружие из бронзы даже тогда, когда соседи стали переходить на более распространенное и доступное железо. За истекшие почти три столетия с начала раскопок татарских памятников в музеях накоплен огромный материал, но многие вопросы воинской истории обитателей степей Южной Сибири остаются всё еще открытыми. Основным оружием дальнего боя тагарских воинов были лук и стрелы. Наши знания об этом оружии, увы, основываются опять-таки на его изображениях, выбитых на скалах, и на редких бронзовых бляшках в виде «моделей» этого оружия. Ранний железный век отличался редким сходством основных типов вооружения на огромных территориях, входящих в круг «скифо-сибирских» культур. Среди оружия, изображенного на тагарских петроглифах, легко заметить знакомые нам небольшие луки скифского типа характерных, несколько асимметричных очертаний (в виде буквы «М»).
Носили эти луки в горитах с характерным плоским, как будто обрезанным, дном. Такие гориты с луками отчётливо различимы на наскальных рисунках и на бронзовых подвесках.
Для ношения стрел использовались также цилиндрические колчаны, крепившиеся почти параллельно поясу посредством бронзовых крючков. Шили их из бересты и кожи, а стрелы помещали в них наконечниками вниз. Для самого лука выкраивался отдельный специальный чехол, в который он помещался со спущенной тетивой. Её снимали, чтобы не держать постоянно напряженным лук, терявший в этом случае свою упругость. Такие чехлы-налучья использовались в дальних походах. Непосредственно перед сражением лук приводился в боевую готовность и вешался на плечо.
Стреляли тагарцы, натягивая тетиву «монгольским» способом, то есть накладывая её на внутреннюю сторону согнутого большого пальца правой руки. Для этого на большой палец надевался специальный бронзовый наперсток. При выстреле тетива легко соскальзывала по его гладкой поверхности и не задевала кожу.
Наконечники стрел у воинов Минусинской котловины были бронзовые и костяные. Большинство из них принадлежит к тем же «общескифским» типам, какие можно встретить на стоянках всего кочевого мира.
К древкам стрел в месте присоединения наконечника тагарские мастера иногда приматывали шипы из колючек боярышника. Такая стрела намертво застревала в теле противника. Впрочем, несмотря на развитое бронзолитейное производство, металлических наконечников стрел на территории распространения тагарской культуры обнаружено сравнительно мало. Общее число всех найденных тагарских проникателей, сделанных из металла, меньше, чем в горитах 3—4 конных стрелков из Северного Причерноморья или Приуралья.
Гораздо больше в курганах встречено костяных наконечников стрел, часто являющихся простой имитацией бронзовых. Они имели небольшую втулку, куда и вклеивалось древко — ведь кость с древесиной соединяется крепче, чем металл.
археологическая культура, распространённая в 7—3 вв. до н. э. в Минусинской котловине, районе Красноярска и восточной части Кемеровской области. Названа по острову Тагарскому на Енисее (против Минусинска). Для Т. к. характерны скифского типа оружие, конский убор, бронз, котлы и зеркала, звериный стиль в искусстве. Орудия и оружие (кинжалы, чеканы, наконечники стрел, удила, кожи, кельты) изготовлялись из бронзы. Район распространения Т. к. — один из крупнейших очагов бронзолитейного производства Евразии. Местное производство железа началось лишь в 3 в. до н. э. Памятники Т. к. — земляные курганы с оградками из каменных плит, по углам оград — вертикально врытые камни. Известны также поселения, медные рудники и наскальные рисунки. Основой хозяйства были мотыжное земледелие и скотоводство. Для общественного строя носителей Т. к. было характерно формирование классовых отношений, о чём свидетельствуют огромные курганы — возможно погребения царей и знати, и коллективные могилы рядовых общинников. Физический тип людей Т. к. европеоидный, близкий к типу людей афанасьевской культуры (См. Афанасьевская культура), андроновской культуры (См. Андроновская культура) и скифов Причерноморья.
Животноводство
Животноводство было важнейшей формой деятельности на левом берегу Енисея. Основу стада (80 %) составляли две равные половины из крупного (коровы) и мелкого (овцы, козы) рогатого скота, что указывает на пастушескую форму скотоводства. Не исключено, что племенная знать динлинов вела кочевой образ жизни. Сосуществование двух типов быта запечатлено на писаницах хребта Бояры (Боярские писаницы). Поселок, изображенный на скале, состоял из бревенчатых рубленых домов, рядом с которыми стояла юрта — жилище кочевника. На этой же писанице, на погребальных каменных стелах изображены взнузданные и оседланные лошади и запряженные лошадьми кибитки. На третьем месте были лошади (20 %). Такие пропорции были определены природно-климатическими условиями. Древние люди почти не заготавливали на зиму сено, животные круглогодично находились на подножном корме. Поэтому лошади были необходимы при тебеневке — добыче корма в осенне-зимний период из-под снега глубиной до 40 см. Первыми шли кони, у которых этот инстинкт хорошо развит, а затем коровы и овцы.
Если в современной деревне корм доставляется к месту содержания скота, то в то время скот надо было перегнать к месту расположения кормов. В условиях Южной Сибири кобыле с жеребенком нужно пастись в течение года на 20-40 гектаров пастбищ. Для семьи из 5 человек необходимо более 800 гектаров, поэтому приходилось внимательно следить за сохранностью зимних пастбищ. Для них выбирали места, где зимой было мало снега, не образовывался наст и т. д. Там же, как правило, оборудовалось зимнее поселение.
Земледелие
Земледелие было вторым по важности направлением деятельности. Оно основывалось на использовании мелких ирригационных сооружений (каналов и плотин) или естественном увлажнении почвы. Таких условий было больше на правом берегу Енисея.
Землю обрабатывали бронзовыми мотыгами-кельтами или деревянными мотыгами с бронзовыми оковками, урожай сжинали бронзовыми серпами, зерна растирали каменными зернотерками и ручными мельницами, дошедшими до хакасской этнографии (тербен). В основном выращивали просо и ячмень. Под поля обрабатывались чаще мягкие и влажные земли речных долин, а в засушливых местах сооружались ирригационные системы. Оросительные каналы достигали 15 — 20 км длины.
Промыслы
Охота проводилась как поодиночке и артелями, так и крупными коллективами. В последнем случае устраивались облавные и загонные охоты.
Керамика изготавливалась без использования гончарного круга. Сосуды самых разнообразных форм использовались для хранения и приготовления молочной и мясной пищи.
Деревообработка тагарцев была на очень высоком уровне. Деревянные конструкции погребальных камер в виде бревенчатых срубов указывают на мастерство в плотницкий работах. Из дерева изготавливали большой ассортимент деталей оружия и бытовых предметов — деревянных чаш, тарелок, ложек. Делались берестяные короба и чаши.
Ткачество, изготовление шерстяных изделий, выделка кожи и меха в тагарскую эпоху позволяли получать удобную и прочную одежду и галантерею.
Племена тагарской культуры достигли высокого развития в производстве металла и металлообработке. Горное дело и металлургия расцветают в середине тагарской эпохи. Умелые мастера с помощью молотов, кайл, кирок и лопат разрабатывали медные рудники. Руду переплавляли в медеплавильнях, устраиваемых неподалеку от мест выработки. Они были постоянными, использовались длительное время. Там же были поселения древних металлургов. К концу I тыс. до н. э. медная и бронзовая металлургия постепенно сменяется железной.
Большая часть древних медных рудников Южной Сибири принадлежала тагарцам. Они значительно улучшили состав различных бронзовых сплавов. Знаменитая тагарская золотистая бронза в виде слитков, а чаще изделий служила предметом экспорта в другие районы, особенно в тайгу и лесостепи Западной и Средней Сибири.
Жилища
Жилища у тагарцев были четырех основных типов. На временных поселениях устанавливались юрты и конические шалаши. Стационарные постройки представляли собой четырехугольные жилища из дерева и камня. Деревянные избы рубили в «лапу». Рядом оборудовали загоны для скота, так как мелкий рогатый скот нуждается в укрытии на период холодов. Помимо очага в доме на улице устанавливался котёл, служивший символом семьи.