В конце II начале I тыс. до н.э. на Юге Восточной Европы происходят определенные климатические изменения, обусловленные сильной засухой в степи. В связи с этим прекращают существование степные культуры позднесрубной общности, население устремляется в экологические ниши пригодные для ведения земледельческого и скотоводческого хозяйства. Одной такой "нишей" - с мягким климатом являлись предгорья Северо-Западного Кавказа. Здесь в конце IX-начале VIII в до н.э. сформировалась культура протомеотов. Знакомство с традиционной кавказской металлообработкой и местные источники сырья породили богатый и разнообразный комплекс изделий протомеотов, находящихся на стадии перехода от бронзового века к железному.
Представленные на выставке предметы из могильника Фарс у ст.Новосвободной в Адыгее наглядно демонстрирует этот переход.
В комплекс вооружения протомеотов входили биметаллические кинжалы "кабардино-пятигорского" или "северокавказкого" типа. Рукоять такого кинжала отливалась из бронзы, в то время как клинок отковывался из железа. Позже появляются целиком железные подражания кинжалам этого типа. Наконечники копий, в ранний период отливавшиеся из бронзы, впоследствии отковываются из железа, сохраняя при этом форму бронзовых. Такие же изменения происходят и ножами. В воинские погребения могильника Фарс часто сопровождались конями или чучелами (шкурами) лошадей. Конская узда, состояла прежде всего из бронзовых удил и пcалиев, первоначально делавшихся из кости, а затем из бронзы. Оголовье лошадей украшали лунницы и бляхи, орнаментированные в "киммерийском" геометрическом стиле. Ряд псалиев свидетельствует о связях со степью - культурой типа Черногоровки, и даже со Средней Европой. В погребениях военноначальников встречаются знаки власти-булавы и скипетры. В женских могилах найдены булавки различных типов, фибулы, бронзовые браслеты, сердоликовые бусы. Почти каждое погребение содержало керамику - большие лепные корчаги черпаки.
В конце VIII- в начале VII в. до н.э. протомеоты принимают участие в походах в Закавказье и Переднюю Азию, известных в ассирийских источниках как походы киммерийцев и скифов. В результате этих походов возрастает роль военной аристократии. Вождей начинают хоронить в курганах с богатым инвентарем.
Один из таких курганов первой половины VII в до н.э. - Уашхиту был раскопан Кавказской экспедицией музея Востока у аула Кабехабль в Адыгее. Под пятиметровой насыпью кургана была обнаружена могильная яма с размерами 13х7 м и глубиной около 2 м, перекрытая деревянным шатром. К сожалению, площадка, на которой находился погребенный была ограблена еще в древности. Однако чешуйки бронзового панциря и золотой фольги свидетельствуют, что здесь находился богатый воин. К югу от погребальной площадки были обнаружены остатки колесницы, не тронутые грабителями, состоящие из ямок, в которые были вкопаны деревянные колеса диаметром 90 см и упряжки из четырех лошадей. На выставке представлены металлические детали колесничной упряжи, состоящие, из колец с привесками и специальных пронизей, служащих для припряжения ярма колесницы к дышлу, а также бляхи и кольца пристяжных лошадей. Эти детали были созданы на основе местной традиции производства металлической узды. Однако они свидетельствуют о знакомстве с Ассирийской и Урартской схемой колесничных упряжек, известных нам по рельефам, на которых изображены цари и военноначальники. Несомненно, что в условиях предгорий Северо-Западного Кавказа колесницы не имели реального военного значения, они являлись исключительно предметом престижа, атрибутом высшего сословья общества -колесничих.
В это же время к востоку от протомеотов в Центральном Предкавказье и Кисловодской котловине развивается кобанская культура, которая на выставке представлена предметами из могильников Клин-Яр III и Терезе. Зародившаяся на переходе от эпохи средней бронзы к поздней в горах Центрального Кавказа, в конце II-начале I тыс. до н.э. эта земледельческо-скотоводческая культура распространяется на территорию Кабарды и Пятигорья, где сформировался западный вариант ее западный вариант. Древнейшими на выставке являются предметы из кремационных погребений гробниц 1 и 2 могильника Терезе. Эти гробницы являлись склепами больших родов и многократно использовались на протяжении X и IX в до н.э. Материал найденный в гробницах дает представление о высокой технике обработки бронзы у кобанцев, прежде всего - это отлитые по восковой модели фигурки животных , игравших большую роль в религиозных представлениях общества.
B конце IX века до н.э. здесь начинают происходить определенные изменения, которые исследователи связывают с влиянием степей. Кремационные погребения сменяются обрядом трупоположения, начинает широко использоваться лошадь, о чем свидетельствует часто находимые в погребениях предметы конской узды. Комплекс вооружения в целом сходен с протомеотским, он состоит из кинжалов "кабардино-пятигорского" типа и наконечников копий. Онако здесь имеются классические кобанские боевые топоры. О высокой технике металлообработки говорит представленная на выставке металлическая посуда. Богатые погребения женщин-жриц из могильника "Клин-Яр III" дают нам представление о важной роли женщины в кобанском обществе.
Как и протомеоты, западные кобанцы участвуют в переднеазиатских походах киммерийцев и скифов. Удила из богатого воинского погребения конца VIII в. до н.э. из гробницы III могильника Терезе свидетельствуют о знакомстве с переднеазиатской традицией скрепленных удил и псалиев.
В период военных походов, в которых принимало население Северного Кавказа, взаимообмена идеями и военными достижениями формируется раннескифский комплекс, существенно изменивший облик культур этого региона.
Ранний железный век датируется на Дону и Северном Кавказе VIII в. до н.э. - серединой IV в. н.э. Способ добычи железа из бурых руд стал известен еще во второй половине II тыс. до н.э. (племена срубной культуры), но в течение длительного времени железо было дорогим металлом, употреблявшимся для изготовления украшений и парадного оружия. Лишь с рубежа VIII-VII вв. до н.э. представители кобанской, а затем и других культур преодолели основные трудности в освоении железа. Железные орудия этого времени еще не закалялись, придание твердости достигалось путем науглероживания, когда в горне раскаленное железо долго соприкасалось с углем. С VIII в. быстро растет ассортимент, количество и качество изделий из железа, которые стали интенсивно вытеснять бронзовые и каменные предметы.
В отличие от меди и олова, необходимых для производства бронзы, железо встречается практически повсеместно - и в горных районах, и в болотах, глубоко под землей и на ее поверхности. Таким образом, области, занимавшие монопольное положение в производстве бронзы (Кавказ), потеряли монополию на производство металла и их догнали регионы, бедные медными рудами (Приазовье).
Эпоха раннего железа - это время перехода степных племен края к развитому кочевому скотоводству. Оседлые земледельцы, благодаря железным орудиям, смогли освоить новые приемы агротехники, животноводства, различных ремесел. Произошло обособление ремесла, появились новые виды оружия. Образование значительного прибавочного продукта привело к появлению новых форм общественной организации. В племенах, состоявших из имущественно и социально однородных общинников, выделилась родовая аристократия. Перераспределение общинной собственности привело к частым военным столкновениям, в ходе которых возникли дружины профессиональных воинов, а позднее и военно-политические союзы племен. Войны между ними стимулировали развитие рабства и возникновение новых общественных институтов. Эти процессы неуклонно способствовали разложению первобытнообщинного строя, замене родовых отношений соседскими и формированию территориальной общины. Именно на эпоху раннего железа приходился расцвет древних обществ Северного Кавказа, время создания классового общества и первых государственных образований (Кавказская Албания).