Задолго до того, как неолитическая революция распространилась по всей Европе, в некоторых областях Передней Азии и в долине Нила возникли первые города. В напластованиях, прослеживаемых в теллях, или «жилых холмах», на территории «Плодородного полумесяца», отражены последовательные этапы развития цивилизаций, основанных в конечном счете на земледелии, которое получило дальнейшее развитие с изобретением запряжного плуга и ирригации; их история ознаменована многочисленными технологическими усовершенствованиями. Самым замечательным из них явилось открытие металлургии, поначалу сочетавшейся с употреблением каменных орудий.
Термин «бронзовый век» употребляется для обозначения второй из трех стадий развития древней технологии, выделенных археологами Старого Света, – той, на которой бронза сменила кремень и другие породы камня в качестве основного материала для изготовления орудий труда и предметов вооружения. В самом деле, открытие того обстоятельства, что медь делается тверже, если к ней добавить олово, – второе по значению после обнаружения того, что из медной руды можно получать поддающийся плавке металл. Впрочем, применение бронзы (состоящей из одной части олова и девяти частей меди) в том или ином регионе зависело прежде всего от наличия там олова; к примеру, в Египте формирование полноценной цивилизации оказалось возможным на основе использования одной лишь меди.
Практика изготовления медных орудий, а затем бронзового литья повлекла за собой разделение труда; о специализации мастеров в описываемое время свидетельствуют также искусная обработка камня и разнообразие высококачественной посуды, изготовленной на гончарном круге и обожженной в крупных печах с хорошо регулируемым температурным режимом. О стабильном обитании людей на одном и том же месте говорит не только значительная высота холмов, образовавшихся на месте поселений, но и характер самого строительства; вместо непрочных шалашей и навесов появились глиняные, а затем и кирпичные дома, а святилища из тростника и циновок в конечном итоге превратились в величественные каменные храмы. В Египте рост благосостояния населения в додинастический период отразился в увеличении размеров и усложнении убранства гробниц, и завершением этого процесса явилось возведение больших пирамид. В поисках сырья, необходимого для быстро развивающихся технологий, люди осваивали все более обширные территории; примечательно, что Южная Месопотамия, демонстрирующая наиболее разительный прогресс, не обладала почти ни одним из материалов, в которых нуждалась формирующаяся городская цивилизация. Вместе с развитием торговли ширилось употребление личных печатей, а затем и письменности, необходимой для ведения счетов и отчетности; совершенствовались средства коммуникации, в том числе водные суда и колесный транспорт. Столь же примечательны прогресс военного дела и возникновение все более крупных политических образований, которые, начав свою историю как города, со временем переросли в империи. В это же время из грубых природных культов каменного века сформировались развитые религии со своим жречеством и храмами, возникли царства, а ок. 3000 до н.э. появились исторические династии.
Значительная часть бронзового века Передней Азии, Египта и греко-римского мира не относится к доисторическому периоду, поскольку освещена письменными источниками. Однако на территории большей части Европы проникновение и эволюция свойственной бронзовому веку технологии предшествовали усвоению письменности.
Культура полей погребальных урн. Уже подчеркивалось, что, хотя древнейшие металлургические индустрии Европы возникли под внешним воздействием более высоких культур, они стали вполне самостоятельными и оригинальными образованиями. Поэтому, когда в 12 в. до н.э. культурный мир Восточного Средиземноморья был ввергнут в хаос, металлургическая традиция Центральной Европы, обогащенная к этому времени богатыми ресурсами восточноальпийских медных рудников, оказалась достаточно развитой, чтобы устоять на ногах. Известно, что к этому времени центральноевропейские мастера-металлурги изготавливали весьма разнообразные изделия, используя составные формы, технологию cire perdue (утраченной восковой модели) и другие приемы. Племена, связанные с этой металлургической традицией, обычно называют создателями полей погребальных урн, потому что, в отличие от более ранних народов, обычно хоронивших своих умерших по обряду ингумации или кремации под могильными курганами, они оставили бескурганные могильники с захоронениями кремированных останков. Главная группа подобных памятников в Центральной Европе, принадлежащая к лужицкой культуре, сосредоточена в Саксонии и Западной Силезии; однако подобные группы достаточно рано возникли на гораздо более обширной территории, включающей область Альп и Польшу. Со временем носители культуры полей погребальных урн достигли Франции и Испании, а отдельные их группы – Британских островов. Примерно к середине 7 в. до н.э. эти земледельческие племена познакомились с металлургией железа.\
бычно выделяют два больших периода - энеолит (медно-каменный век - переходный период от эпохи камня к эпохе металла) и бронзовый век.
С эпохой бронзы связаны важные вехи в истории человечества.
Прежде всего это - дальнейшее распространение производящего хозяйства - земледелия и скотоводства и освоение нового материала - металла, в первую очередь меди и ее сплавов.
В начале эпохи металла происходит расширение контактов между народами, жившими на обширных территориях. Особенно заметно этот процесс проявился на территории степной Евразии, где с эпохи палеометалла складывается производящее скотоводческое хозяйство. Во многом это было связано и с новыми техническими изобретениями, в частности, с появлением колесной повозки, а в период поздней бронзы - с использованием лошади для верховой езды.
Искусство эпохи бронзы
Искусство эпохи бронзы имеет ряд особенностей. Оно становится более разнообразным и широко распространяется географически. Петроглифы (рисунки на скалах), изображения на каменных стелах и плитах, скульптура, мелкая пластика, орнамент, использование художественных образов в оформлении орудий труда и предметов быта - все это становится повсеместным явлением. В искусстве этого времени впервые удается проследить яркие сюжеты, связанные с мифологией древних народов, в частности индоевропейских. Образы древнего искусства становятся своебразным "изобразительным языков", знаковой системой, понятной родственным группам населения.
Особенно ярко эта особенность древнего искусства проявляется в орнаменте и в первую очередь в традициях орнаментации керамики. Отразить все разнообразие искусства бронзового века невозможно в рамках этого сжатого очерка. Остановимся лишь на некоторых наиболее интересных материалах.
Каракол
Многие открытия в археологии делаются случайно. Именно так и произошло со знаменитыми росписями Каракола. При строительстве мемориала в центре села Каракол на Горном Алтае строители наткнулись на остатки кургана энеолитического времени. Работы были приостановлены и памятник был передан для археологических исследований. Под насыпью были обнаружены остатки погребений, совершенных в заглубленных в землю "ящиках" из каменных плит, перекрытых такими же плитами. На черепах погребенных отчетливо прослеживались следы красной краски. В каракольском кургане не было обнаружено ни одной вещи, которая могла бы помочь датировать памятник, однако находки были действительно уникальными.