Верхний палеолит, или поздний каменный век. Примерно 50 000 лет назад, с началом эпохи верхнего палеолита в образе жизни человека произошли значительные изменения. Современный и верхнепалеолитический Homo sapiens имеют много общего. В том, что касается каменных орудий, памятники верхнего палеолита (в Африке – позднего каменного века) демонстрируют столь значительное многообразие во времени и пространстве, что трудно указать какие-либо их типы, характерные для этой эпохи в целом. Наиболее типичны для верхнепалеолитических памятников так называемые «пластины» (отщепы, длина которых вдвое превосходит ширину). Из пластин и других отщепов изготавливались орудия самых разных типов, в том числе разнообразные скребки и прекрасно обработанные листовидные острия.
Другое принципиальное отличие от среднего палеолита состоит в широком применении верхнепалеолитическим человеком кости и рога для изготовления настоящих артефактов – таких, как иглы, шилья, проколки и гарпуны. Как и изделия из камня, эти артефакты значительно различаются во времени и пространстве. Именно к эпохе верхнего палеолита относятся первые достоверные свидетельства существования искусства и личных украшений. Верхнепалеолитический человек расписывал пещеры, создавал произведения искусства малых форм, в том числе статуэтки, и изготавливал предметы личного убранства – например бусы. Как правило, структура памятников верхнего палеолита сложнее, чем структура среднепалеолитических памятников.
На верхнепалеолитической стадии люди впервые освоили суровые континентальные зоны, в том числе отдаленные области Сибири. Датировка начала заселения Америки остается предметом споров, но большинство археологов согласно в том, что Аляски человек достиг примерно 12 000 лет назад, двигаясь по сухопутному перешейку между Сибирью и Аляской, именуемому Беринговым мостом. В отличие от Америки, Австралия на протяжении всего периода эволюции человека никогда не была связана с Азией, и добраться до нее люди могли только по воде. Вероятно, это произошло примерно 40 000 лет назад, хотя предлагалась и дата 60 000 лет назад и даже еще более ранняя.
Пещерная живопись. Не сохранилось никаких свидетельств того, что обитатели восточного ареала граветтской традиции, искушенные в искусстве вырезания и лепки фигур, знали и живопись; что же касается их гравированных рисунков, то в них преобладают геометрические мотивы, зигзагообразные или перекрещивающиеся штрихи и изредка извилистые линии типа меандра. На фоне крайне скудного (за исключением резной и лепной скульптуры) восточнограветтского искусства особенно заметны натуралистические гравировки на кусках кости или рога и на каменных пластинах, найденные в пещерах и гротах западных областей. Хотя наиболее распространенными были изображения на небольших предметах, вряд ли можно сомневаться в том, что они тесно связаны с еще более поразительными памятниками искусства, обнаруженными на потолках, стенах и полах пещер и гротов. Большинство самых замечательных произведений пещерного искусства сосредоточено во Франции и Кантабрийском регионе Испании, хотя отдельные памятники засвидетельствованы и достаточно далеко от этого района – в окрестностях Малаги в Испании, в Южной Италии и на прилегающих к ней островах.
В пещерном искусстве Кантабрийского региона Франции выделяют две группы памятников: раннюю, связанную с западнограветтской (или поздней перигорской) и – менее надежно – с предшествующей ориньякской культурами, а также позднюю, соотносимую с культурами солютре и мадлен. Рельефы ранней группы включают линии, проведенные концами пальцев по глине, и натуралистические изображения животных, вырезанные на поверхности скалы. Наскальная гравировка вначале была довольно грубой – порой в виде едва намеченных штрихов, иногда в виде глубоких врезов, – но со временем превратилась в настоящий рельеф; примером могут служить изображения людей во французском гроте Лосель. Росписи на первых порах представляли собой нанесенные рукой красные и желтые извилистые линии и контурные наброски животных, затем появились цепочки пятен и залитые краской плоскости, а потом возникла двухцветная живопись, как, например, в Ласко.
К памятникам пещерного искусства поздней группы относятся многочисленные барельефы с изображениями почти в натуральную величину. Некоторые из них образуют громадные фризы; так, в Англь-сюр-Л"Англан на пространстве длиной ок. 35 м представлены бизон, лошади, горный козел, а в нижнем ряду, расположенном ниже пояса зрителя, – три женские фигуры. Наскальная гравировка иногда дополнена тонкой штриховкой, производящей впечатление рельефа. Росписи, по-видимому, прошли в основном те же этапы развития, но в Альтамире – пещере в Кантабрийском регионе Испании – и в других сопоставимых с ней памятниках мы видим новый, более совершенный уровень полихромии, на смену которому затем вновь пришли небольшие рисунки красной краской и, наконец, изображения непонятных знаков. На протяжении второй фазы и особенно в период расцвета мадленской культуры получила очень широкое распространение гравировка на небольших каменных плитках, кусках кости и рога, а также на таких предметах, как копьеметалки и различные жезлы, имевшие, по-видимому, ритуальное назначение.
Верхнепалеолитические создатели произведений пещерного искусства Западной Европы изображали преимущественно животных, бывших для них желанной добычей, или тех хищников, которые этих животных преследовали. Как правило, звери изображены поодиночке. Изображения человеческих существ достаточно редкие, они связаны с идеей плодородия, рисуют колдунов либо знахарей. Иногда художник изображал оружие или раны, и это неоспоримо свидетельствует о том, что цель искусства заключалась в магическом воздействии на результаты охоты.
Можно предположить, что творчеству весьма способствовало само строение пещер. Художник использовал любую неровность скальной поверхности, угадывая в ней подобие природного объекта. Некоторые росписи расположены в глубине пещеры, вдали от дневного света, на расстоянии до 900 м от входа. Для их создания необходимо было пользоваться светильниками; было найдено несколько таких светильников, выдолбленных из камня.
Для вырубания в скале барельефа применялись каменные инструменты; затем изображение заглаживалось, а иногда раскрашивалось. Для гравировки служили кремневые резцы. В качестве красителей для росписей брали окись марганца и охру различных оттенков, растирая их на каменных плитках; затем краску набрызгивали на стену пещеры или, смешав с животным жиром, наносили кистью либо мягким тампоном.
Сравнительно небольшие размеры человеческих сообществ той эпохи и низкий уровень хозяйственной специализации, среди взрослых вряд ли значительно превосходивший изначальное разделение труда между полами, позволяют утверждать почти безоговорочно, что в роли художников выступали сами охотники. Вместе с тем развитие искусства говорит о том, что приемы и навыки в этой сфере передавались от поколения к поколению теми членами группы, которые проявляли особый талант и мастерство.
Религия. Пещерное искусство свидетельствует в первую очередь и главным образом об эстетическом чувстве и острой наблюдательности его создателей. Но оно же позволяет проникнуть и в иные сферы мышления охотников эпохи плейстоцена. Изображение танцующих фигур в масках в виде звериных голов наводит на мысль, что создание рисованных и скульптурных воплощений диких животных было для древнего охотника одним из многих применявшихся им способов отождествить себя с потенциальной жертвой. Главенствующее положение, которое фигура в маске занимает в гравированной композиции из пещеры «Три брата» (Арьеж, Франция), позволяет предположить, что выдающиеся люди могли выступать в роли шаманов или колдунов, соединяющих соплеменников с миром духов. Более того, ритуалы, связанные с погребением умерших, стремление облачить их в самые нарядные одежды отражают представление о существовании некоего потустороннего мира и одновременно свидетельствуют, что человек той эпохи смог обеспечить себе относительно благополучное существование в условиях, которые мы воспринимаем сегодня как крайне суровые.
Верхний палеолит - гораздо более короткий период по сравнению со средним и тем более нижним палеолитом. Однако именно в верхнем палеолите древние обитатели Европы сделали ряд существенных прогрессивных шагов как в экономике, так и в области социальных отношений. Верхний палеолит - время возникновения и высокого взлета искусства. Изменения, имевшие место на грани между средним и верхним палеолитом, затронули не только технику изготовления орудий, хозяйственную деятельность человека, но и его физический облик. Человек верхнего палеолита - это Homo sapiens sapiens, или кроманьонский человек, по антропологическим характеристикам стоящий очень близко к современному человеку.
Переход от среднего палеолита к верхнему в Европе не может считаться хорошо изученным. В общем начало верхнего палеолита падает на время холодного стадиала, который датируется временем от 37 до 32 тыс. дет назад. Но есть свидетельства более раннего появления верхнепалеолитических индустрий, позволяющие предполагать их частичный параллелизм во времени с позднемустьерскими. Некоторые верхнепалеолитические локальные культуры могли происходить от местного позднего мустье. К ним относятся селетская культура в Центральной Европе и перигорская - во Франции и Испании. Но каким образом индустрия пластин верхнего палеолита пришла на смену индустрии отщепа среднего палеолита в других регионах Европы, а место неандертальского населения заняла популяция Homo sapiens sapiens, остается во многом неясным.
В верхнем палеолите не только увеличивается плотность населения, но и, расширяется человеческая ойкумена, охватывая новые области на севере и северо-востоке Европы и поднимаясь в горные районы. Выделяется ряд культур, которые или сменяют одна другую, или сосуществуют на различных территориях на протяжении от 40 до 10 тыс. лет назад. Основными из них являются ориньякская, граветтская, солютрейская и мадленская культуры, или индустрии.
Селетская культура сложилась в начале интерстадиала Вюрм I-II или немного раньше. Ее ранняя стадия протекала в условиях мягкого климата, а развитая - более сухого. Начало селета датируется временем около 42 тыс. лет назад. Характерны листовидные наконечники копий и дротиков, двусторонне обработанные, выполненные плоской ретушью. Сохраняются отдельные виды мустьерских орудий, в том числе листовидные скребла.
Ориньякские индустрии широко распространены от Ближнего Востока (около 40 тыс. лет назад) до западных регионов Европы (от 37 До 30 тыс. лет назад), иногда они доживают до 20 тыс. лет назад. В Центральной Европе ориньякские индустрии не имели местных корней. Согласно господствующей точке зрения они продвинулись с юга, с Балканского полуострова. Не исключено, что на Балканы они могли проникнуть с Ближнего Востока. Ориньякские индустрии характеризуются такими типами орудий, как концевые скребки, различные виды резцов и сверл, костяные и роговые наконечники копий, дротиков и даже стрел. По мнению ряда ученых, лук и стрелы распространяются в Европе именно в это время. Костяные наконечники копий и дротиков ориньяка - это первое костяное изделие, получившее устойчивую, постоянно сохраняющуюся форму.
Создатели ориньякских индустрий жили мелкими, довольно изолированными группами. Эти группы имели охотничьи территории менее 200 кв. км каждая. Ориньякские стоянки часто находят в долинах рек, где они обычно объединяются в группы. Это и пещерные поселения южной Бельгии и юго-западной Франции, и стоянки в долинах, небольших рек - притоков Дуная и Рейна.
Для граветтских индустрий характерны более разнообразные типы орудий, чем для ориньякских. Граветтские орудия преимущественно сделаны из правильно ограненных, обычно довольно мелких пластин с широким использованием крутой затупляющей ретуши. Граветт относится в основном к периоду 30-20 тыс. лет назад, но местами доживает до XIII тыс.
Охота на обитателей тундры - мамонта и северного оленя, пещерного медведя, волка, дикого быка - была основным занятием граветтского населения в Центральной и Западной Европе, а на благородного оленя - преобладала в Северной Италии. Охота носила специфически степной характер. Для нее типичны довольно однородный состав добычи, ранняя специализация на некоторых видах животных. Степная охота достигла более высокого уровня, чем лесная. В лесах люди вынуждены были применять разнообразный набор оружия и ориентировались на широкий состав дичи. Степная охота привела к более высокому уровню развития экономики - отсюда появление у граветтского населения более долговременных поселений и сложение так называемого полуоседлого охотничьего общества.
В Юго-Западной Франции, в южной части Центральной Франции,а также в Пиренеях, Каталонии и Астурии были распространены солютрейские индустрии. Они датируются временем от 21 до 16 тыс. лет назад. Одни ученые выводят их из селетских, другие считают, что они продвинулись сюда из Северной Африки. Характерные изделия солютре - лавролистные и иволистные наконечники копий, боковые и концевые скребки, сверла.
В стране басков, суровой, довольно сильно изрезанной, где нет широких речных долин и прибрежных равнин, главными объектами охоты солютрейского населения были серна и горный козел. В обширных же открытых местностях преобладала охота на благородного оленя, лошадь, бизона.
Мадленские индустрии поздней части верхнего палеолита распространены преимущественно на территории Франции, северной Испании, Бельгии, Швейцарии, юга ФРГ, но характерные черты мадлена можно найти во всей перигляпиальной области Европы вплоть до Приуралья. В Центральную Европу проникали лишь мадленские импульсы с запада, а само развитие проходило на основе граветта. В Восточной Европе мадлен существовал в местной модифицированной форме.
Мадленские индустрии относятся к конечной фазе последнего Вюрма и к началу постгляциальной эпохи и датируются временем 16-10 тыс. лет назад. В кремневой индустрии мадленских культур преобладают кремневые резцы, скребки, проколки, встречается много роговых и костяных орудий, в том числе костяных наконечников копий и гарпунов.
Билет 16. Искусство позднего палеолита
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12012-01-10 14:45:09
Страница: 1