Мустьерская культура, мустьерская эпоха — наиболее поздняя эпоха древнего палеолита, следует за ашельской культурой (эпохой) и сменяется культурами позднего (верхнего) палеолита. Многими исследователями выделяется под названием «средний палеолит».
Впервые определена Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. и названа по пещере Ле-Мустье (Le Moustier) на юго-западе Франции (департамент Дордонь). Распространена в Европе (к Ю. от 54° северной широты), на севере Африки, Ближнем Востоке и в Средней Азии. Геологически датируется верхним плейстоценом, концом рисс-вюрмского межледникового периода и первой половиной последнего (вюрмского) оледенения Европы.
Памятники поздней Мустьерской культуры в Европе датируются радиоуглеродным методом 53—33-м тыс. до н. э.; возникновение же её, вероятно, относится к 100—80-му тыс. до н. э. Для мустьерской техники обработки камня характерны дисковидные и одноплощадочные нуклеусы (ядрища), от которых откалывались довольно широкие отщепы, превращаемые с помощью оббивки по краям в различные орудия (скрёбла, остроконечники, свёрла, ножи и т. д.). Обработка кости развита слабо. Имеется много разновидностей Мустьерской культуры, которые нередко распространены на одних и тех же территориях. Носителями Мустьерской культуры были неандертальцы. Они жили в пещерах и под открытым небом, иногда в жилищах, сооружённых из крупных костей мамонта и шкур, занимались охотой на мамонтов, пещерных медведей и др. животных, а также собирательством. Погребения неандертальцев свидетельствуют о зарождавшихся религиозных верованиях. рудия для обработки шкур убитых животных — скребла — самая массовая находка на мустьерских стоянках (рис. 4-10, 11). Для их подготовки скалывались отщепы с радиальных нуклеусов (рис. 4-1, 12, 13). Для обработки дерева (рукояти топоров, древки копий) неандертальцы использовали рубящие орудия с двусторонней обработкой — бифасы (рис. 4-16) и зубчато-выемчатые скобели (рис. 4-14, 15). Последние использовались прежде всего для доводки рукоятей и древков до рабочего состояния. Естественно, в мустьерских культурах существовали и другие изделия, их большая или меньшая доля на различных памятниках, внешний облик составляют своеобразие практически всех мустьерских культур от Испании до Байкала. Так, например, преобладание зубчатых изделий на стоянке Тюмечин-2 позволило М.В. Шунькову , выделить «зубчатое» мустье, а преобладание леваллуазских нуклеусов и заготовок в Усть-Канской пещере свидетельствует, по мнению ряда исследователей, о «мустье леваллуазской фации».
По-видимому, описанные отличия орудийных наборов зависели от целого ряда причин: во-первых, это свидетельство участия в сложении мустьерских «предплемен» различных раннепалеолитических групп архантропов; во-вторых, особенности природно-климатического окружения неандертальцев и качество сырья для орудий; в-третьих, влияние соседних культур (например, палеоантропов Монголии и Средней Азии). В целом можно сказать, что облик мустьерских памятников Алтая органически вписывается в систему культур этого времени, изученных в Северной, Передней и Центральной Азии. На их основе сформировались поздне-палеолитические культуры этого обширного региона, унаследовавшие традиции камнеобработки раннего палеолита.
Билет 13. Мустьерские памятники Восточной Европы и Центральной Азии
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12012-01-10 14:44:11
Страница: 1