Происхождение человека (антропогенез). В современ¬ной науке есть несколько теорий происхождения человека. Наиболее аргументированной является трудовая теория про¬исхождения человека, сформулированная Ф. Энгельсом. Трудовая теория подчеркивает роль труда в формировании коллективов первых людей, их сплочении и образовании новых связей между ними. Согласно данной концепции, трудовая деятельность повлияла на развитие у человека кисти, а потребность в новых средствах общения привела к развитию языка. Появление человека, таким образом, свя¬зывается с началом производства орудий труда.
Процесс антропогенеза (происхождения человека) в сво¬ем развитии прошел три стадии: 1) появление антропоид¬ных предков человека; 2) появление древнейших и древних людей; 3) появление человека современного типа. Антропо¬генезу предшествовала интенсивная эволюция высших обе¬зьян в разных направлениях. В результате эволюции воз¬никло несколько новых видов обезьян, в том числе дриопи¬теки. От дриопитеков происходят австралопитеки, чьи ос¬танки найдены в Африке.
Австралопитеки отличались относительно большим объе¬мом мозга (550—600 куб. см), хождением на. задних конеч¬ностях и использованием природных предметов в качестве орудий. Клыки и челюсти у них были менее развиты, чем у других обезьян. Австралопитеки являлись всеядными и за¬нимались охотой на мелких животных. Как и другие антро¬поморфные обезьяны, они объединялись в стада. Австрало¬питеки жили 4 — 2 млн лет назад.
Второй этап антропогенеза связан с питекантропом («обе¬зьяночеловеком») и родственными ему атлантропом и синан¬тропом. Питекантропов уже можно называть древнейшими людьми, поскольку они, в отличие от австралопитеков, изго¬товляли каменные орудия труда. Объем мозга у питекантро¬пов был около 900 куб. см, а у синантропов — поздней формы питекантропа —1050 куб. см. Питекантропы сохранили не¬которые черты обезьян — низкий свод черепа, покатый лоб, отсутствие подбородочного выступа. Останки питекантропов находят в Африке, Азии и Европе. Возможно, что прародина человека находилась в Африке и Юго-Восточной Азии. Древ¬нейшие люди жили 750—200 тыс. лет назад.
Неандерталец был следующей ступенью антропогенеза. Его называют древним человеком. Объем мозга неандерталь¬ца — от 1200 до 1600 куб. см — приближается к объему мозга современного человека. Но у неандертальца, в отли¬чие от современного человека, строение мозга было прими¬тивным, не были развиты лобные доли мозга. Кисть была грубой и массивной, что ограничивало возможности неан¬дертальца по использованию орудий труда. Неандертальцы широко расселились по Земле, заселяя разные климатиче¬ские зоны. Жили они 250—40 тыс. лет назад. Ученые счита¬ют, что предками современного человека были не все неандертальцы; часть неандертальцев представляла собой тупи¬ковую ветвь развития.
Человек современного физического типа — кроманьонец —появился на третьем этапе антропогенеза. Это люди высо¬кого роста, с прямой походкой, имеющие резко выступаю¬щий подбородок. Объем мозга кроманьонца был равен 1400 —1500 куб. см. назад. Вероятно, их родиной являлись Передняя Азия и при¬легающие районы.
На последнем этапе антропогенеза происходит расогенез -формирование трех человеческих рас. Европеоидная, мон¬голоидная и негроидная расы могут служить примером приспособления людей к природной среде. Расы отличаются цветом кожи, волос, глаз, особенностями строения лица и телосложения и другими чертами. Все три расы сложились еще в позднем палеолите, но процесс расообразования про¬должился и в дальнейшем.
Происхождения языка и мышления. Мышление и речь взаимосвязаны между собой, поэтому их нельзя рассматри¬вать обособленно друг от друга. Эти два явления возникли одновременно. Их развитие было востребовано трудовым процессом, в ходе которого постоянно развивалось мышле¬ние человека, а потребность в передаче приобретенного опыта способствовала возникновению речевой системы. Основой для развития речи послужили звуковые сигналы обезьян. На поверхности слепков внутренней полости черепов синантро¬пов обнаружено увеличение частей мозга, ответственных за речь, что позволяет с уверенностью говорить о наличии раз¬витой членораздельной речи и мышлении у синантропов. Это вполне согласуется с тем, что синантропы практикова¬ли развитые коллективные формы труда (загонную охоту) и успешно пользовались огнем.
У неандертальцев размеры мозга иногда превосходили соответствующие параметры у современного человека, но слабо развитые лобные доли мозга, отвечающие за ассоциа¬тивное, абстрактное мышление, появились только у крома¬ньонцев. Поэтому система языка и мышления, скорее всего, окончательно оформилась в эпоху позднего палеолита одно¬временно с появлением кроманьонцев и началом их трудо¬вой деятельности.
В широком смысле «антропология» - наука о человеке (от греч. «антропос» - человек). Но так как человека изучает множество наук, как естественных, так и гуманитарных, то за антропологией в узком смысле осталась проблема происхождения человека и определения специфики его строения и эволюции.
Бурное развитие антропология получила во второй половине XIX века после создания теории эволюции Дарвина.  Однако разработав теорию естественного происхождения человека, он не включил в нее влияние социального фактора на   его развитие. Кроме того, в теории Дарвина отсутствует качественное отличие ума человека от животного. Это во многом объясняется тем, что он не затрагивает роли труда в процессе антропогенеза.
     Внимание на это было обращено в трудовой теории антропогенеза, защитником которой был, в частности, Ф. Энгельс. Представители данной теории считали, что труд не отменяет действие биологических законов, но преобразовывает характер   действия естественного отбора. Труд в процессе становления   развивает в человеке способность преобразовывать природу по своим меркам, а также способствует его собственному формированию.
   Кроме того, орудия труда являются и основным способом передачи социального опыта, т.е. лежат в основе новой, социальной формы наследования, которую Дарвин не рассматривает.
      Следовательно, становление человека и общества - процесс  взаимосвязанный, процесс антропосоциогенеза, и главная роль в нем принадлежит трудовой деятельности.
       Необходимо отметить, что антропогенез не следует представлять в виде линейного процесса.
Основная проблема в восстановлении эволюции человека состоит в том, что у нас нет близких родственников среди живущих ныне предков. Наши ближайшие, хотя и не очень близкие, в настоящее время живущие родственники - шимпанзе и горилла - были связаны с нами общим предком не менее 7 млн лет назад.
       Новый аспект критики дарвиновской концепции возник на волне первых успехов генетики, зародившейся на рубеже XX в. Появилась мутационная теория эволюции нидерландского ученого Хуго де Фриза, согласно которой новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в генном наследственном аппарате (геноме). И это явление никак не связано с естественным отбором, о котором писал Дарвин.
     Критика дарвинизма с различных точек зрения была широко распространена в биологии до конца 20-х гг., когда произошел синтез классического дарвинизма с новейшими достижениями генетики, который получил название синтетической теории эволюции. Большую роль при этом сыграла популяционная    генетика, основанная отечественными биологами С.С. Четвериковым и Н.В. Тимофеевым-Ресовским. Она изучает элементарные эволюционные процессы не в индивидуальном организме, а в популяциях животных и растений.
         Существуют и другие  теории, однако на  наш взгляд, указанные подходы в общем виде согласуются с теорией самоорганизации систем.
       В ее основе лежит   принцип самоорганизации как движущей силы развития любых открытых неравновесных систем, т.е. систем, обменивающихся со средой веществом, энергией и информацией, которые переходят от одного качественного состояния к другому в результате скачкообразного процесса. Причем состояние системы после скачка, согласно данной теории, носит случайный характер.
           К таким системам относятся все биологические системы, включая человека. Разработка теории самоорганизации началась совсем недавно и связана прежде всего с таким направлением в науке, как синергетика. 

РАМАПИТЕК. Самый древний из известных науке предок человека. Его останки обнаружены в Северо-Западной Индии и Восточной Африке. Рамапитек (назван по имени индийского бога Рамы) отмечает очень важную точку в эволюции родословной приматов, когда разделяются пути высших приматов и той ветви, которая ведет к человеку. Рамапитек жил 16-12 млн лет назад.
        АВСТРАЛОПИТЕК. В двух областях Восточной Африки обнаружены останки рода Australopithecus (австралопитек). Следы этих ближайших к человеку высших приматов обнаружены в молодых отложениях (2 млн лет) у озера Рудольф (Кения), откуда известны и самые древние представители австралопитеков возрастом 5,5 млн лет. Австралопитеки были «почти людьми» не только по внешнему виду. Они могли производить орудия труда, хотя и самые примитивные. Австралопитек жил 6-2 млн лет назад.
        ХАБИЛИС (Homo habilis - человек умелый). Хабилис - древнейший предок чело¬века, он древнее и примитивнее питекантропа. К этому виду относят находки из Коби-Фор (Кения) возрастом 2,6 млн лет и из долины реки Омо (Эфиопия) возрастом 2 и 4 млн лет. Больше всего останков хабилиса (презинджантропы, зинджантропы) обнаружено в ущелье Олдовай (Танзания) в отложениях возраста 1,75-1,85 млн лет. Хабилис имел рост 122-140 см и объем мозга 656 см3 (больше, чем у австралопитека, но меньше по сравнению с питекантропом). Его анатомическое строение очень примитивно, создаваемые орудия весьма элементарны, а объем мозга ниже критической границы (750 см3).
        АРХАНТРОП. На смену хабилисам пришли архантропы, представленные яванским питекантропом, синантропом, гейдельбергским человеком и рядом других форм, обнаруженных в Европе, Азии и Африке. Между этими древними существами имеются морфологические или хронологические переходы. Вот почему они были объединены известным антропологом Ле Гро Кларком (1964) под одним наименованием - Homo erectus (человек прямоходящий). Открытие яванского питекантропа - «недостающего» звена в родословной человека - было истинным триумфом науки. В 1891 г. антрополог Э. Дюбуа открыл на острове Ява части скелета человекоподобного существа (питекантропа). Первые яванские питекантропы возрастом 1,5-1,9 млн лет имели объем мозга 800 см3. Большинство яванских питекантропов имеют возраст 0,5-1 млн лет. Средний объем их мозга составлял 860 см3. Более поздние питекантропы - синантропы (обнаружены в 50 км от Пекина) жили 200-500 тыс. лет назад и имели объем мозга от 915 до 1225 см3. Средний рост мужских особей достигал 162-163 см, а женских - 152 см.
        НЕАНДЕРТАЛЕЦ. Занимает промежуточное положение между древнейшими людь¬ми (архантропами типа Homo erectus) и первыми представителями Homo sapiens - кроманьонцами. Его название происходит от пещеры Неандерталь, расположенной BOXIC Дюссельдорфа (ФРГ). Неандерталец при росте 155-165 см имел объем мозга около 1300- 1600 см3. Неандертальцы создали мустьерскую культуру каменного века (150-40 тыс. лет назад).
        КРОМАНЬОНЕЦ - представитель Homo sapiens (человек разумный). Впервые останки неоантропа были обнаружены в 1868 г. в пещере Кроманьон (Франция), откуда идет название первых представителей сапиенсов2. Рост кроманьонца 180-187 см, объем мозга до 1600 см3. Преимуществом кроманьонца (неоантропа) перед неандертальцем была трудовая деятельность.
Биологическое и социальное в историческом развитии человека
        В истории науки в вопросе соотношения биологических и социальных факторов в индивидуальном развитии человека, или в его онтогенезе, встречаются самые различные точки зрения. Так, немецкий биолог Э. Геккель, много сделавший для утверждения учения Дарвина, полагал, что развитие человека и общества определяется главным образом биологическими факторами, а двигателем общественного развития и эволюции человека являются борьба за существование и естественный отбор. Поэтому возникновение социал-дарвинизма, стоящего как раз на подобной точке зрения, часто связывают именно с именем Геккеля.
     В современной литературе существует два различных подхода к решению проблемы о роли социальных и биологических факторов в индивидуальном развитии человека. Одни авторы утверждают, что оно целиком обусловлено генами, абсолютизируя, таким образом, биологический фактор. Это направление называется панбиологизм. Вторая точка зрения состоит в том, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование. Данная концепция получила название пансоциологизм.
      Каждый человек является носителем специфического, индивидуального набора генов, вследствие чего он, как уже говорилось, генетически уникален. Свойства человека, как и других живых существ, во многом детерминированы генотипом, а их передача от поколения к поколению происходит на основе законов наследственности. Индивид наследует от родителей такие свойства, как телосложение, рост, массу, особенности скелета, цвет кожи, глаз и волос, химическую активность клеток. Многие также говорят о наследовании способности к вычислению в уме, склонности к тем или иным наукам и т.д.
      На сегодняшний день господствующей точкой зрения можно считать ту, которая утверждает, что наследуются не сами способности, как таковые, а лишь их задатки, в большей или меньшей степени проявляющиеся в условиях среды.
     Генетическим материалом у человека, как и у других млекопитающих, является ДНК, которая находится в хромосомах. Хромосомы каждой клетки человека несут в себе несколько миллионов генов. Но генетические возможности, задатки реализуются только в том случае, если ребенок с раннего детства находится в общении с людьми, в соответствующей социальной среде.
Генетический потенциал человека ограничен во времени, причем достаточно жестко. Если пропустить срок ранней социализации, он угаснет, не успев реализоваться. Ярким примером этого могут служить многочисленные случаи, когда младенцы силой обстоятельств попадали в джунгли и проводили среди зверей несколько лет. После возвращения их в человеческое сообщество они не могли уже в полной мере наверстать упущенное, овладеть речью, приобрести достаточно сложные навыки человеческой деятельности, у них плохо развивались психические функции человека. Это свидетельствует о том, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное наследование, через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения.
       Можно сказать, что вся цепочка предшественников современного человека и эволюция современного человека, с точки зрения сегодняшнего естествознания,  может характеризоваться как эволюционный синтез биологического и социального.
    Эволюционная цепочка  человека сочеталась с соответствующей социальной организацией, в основе которой лежала совместная трудовая деятельность  (превобытно-общинный, общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический,....).
    Со способностью к труду соотносятся еще два отличительных признака человека: прямохождение, которое освободило его руки, и, как следствие развитие руки особенно большого пальца на ней. Наконец, еще два характерных признака человека, повлиявших на развитие культуры, - использование огня и захоронение трупов.
      Главные отличия человека от животных: понятийное мышление, речь, труд стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.

   Помимо эволюции человека как биологического вида, можно говорить об эволюции культуры. Здесь была предложена эволюционная шкала, которая основывалась на материале орудий, созданных и применяемых человеком.
    Выделен каменный век-эпоха применения каменных орудий, а в его пределах - палеолит (древнекаменный век) и более подробно:
нижний палеолит (австралопитек и «Человек прямоходящий»): преобладание галечных орудий, ручных рубил и чопперов (больших галечных орудий, оббитых с одной стороны);
средний палеолит (неандерталец): преобладание орудий на отщепах (отколотых частях камня, являющихся заготовкой для более сложных орудий);
верхний палеолит (от 38 тыс. лет): появление пещерного искусства у «Человека разумного».
     В мезолите (среднекаменном веке) преобладал охотничье-собирательный тип общественного устройства.
    Важное событие произошло в неолите (новокаменный век) 9-6 тыс. лет назад, получившее название «неолитической революции» - одомашнивание диких животных, переход к выращиванию растений и оседлому образу жизни (свайные постройки). Из охотничье-собирательного хозяйство превратилось в производящее скотоводческо-земледельческое.
     Виды домашних животных и культурных растений, выведенные с помощью искусственного отбора и гибридизации, гончарное производство, ткачество, металлургия и другие результаты неолитической революции широко используются и поныне.
     Следующие стадии культуры сведены в так называемую систему «трех веков» - медный, бронзовый, железный. Они имели каждый свою датировку, но потом выяснилось, что это скорее стадии развития отдельной культуры, и их время зависит от времени развития данной культуры. Последовательность смены «веков» не везде соблюдается, и в целом данная схема ныне признается неудовлетворительной, хотя ничего лучшего пока не предложено.
      Развитие цивилизации, по А. Тойнби, идет через подражание. Это соответствует гипотезе, что способность к имитации поведения других видов имела большое значение на ранних стадиях человеческой эволюции для «вписывания» человека в природу и установления гармоничных отношенийс ней. Способность к имитации, доставшаяся от обезьян, послужила основой социального развития человека. Р. Дикинс ввел понятие мим - единица подражания.
   Примерами мимов являются мотивы, идеи, фразы, моды, способы создания вещей или частей здания.
      В так называемых «традиционных обществах», по Тойнби, подражают старшим, и такое общество консервативно и мало способно к развитию. В «прогрессивных обществах» подражают талантливым, и такое общество способно к более быстрому развитию.
      Понятие прогресса применимо только к эволюции в целом. Отдельные общества могут регрессировать по своему духовному и культурному уровню (например аборигены Австралии), возможно из-за доступности пищи и более легких условий существования которые препятствуют совершенствованию.
      Для нормального развития, по Тойнби, необходимы кризисы, которые требуют напряжения сил для адекватного ответа на вызов ситуации. Человек достигает цивилизованного состояния не вследствие биологических дарований (наследственности) или легких условий географического окружения, а в процессе удачного реагирования на вызов в ситуации особой трудности, воодушевляющей на беспрецедентное усилие.
   Прогресс общества определяется, таким образом, ответом на вызов объективных условий существования.