Печене́ги (ст.-слав. печенѣзи, др.-греч. Πατζινάκοι, Пачинакия) — союз кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII—IX веках. Печенежский язык, по мнению ряда ученых (Н. А. Баскаков), относился к огузской подгруппе тюркской языковой группы.
Упоминаются в византийских, арабских, русских и западноевропейских источниках.
Общественный строй и племенная организация
Печенежское общество, согласно Константину Багрянородному представляло собой конфедерацию из восьми племен или фем: Иртим, Цур, Гила, Кулпеи, Харавои, Талмат, Хопон, Цопон. Во главе этих племен стояли князья или архонты: Ваицу, Куела, Куркутэ, Ипаоса, Каидума, Косту, Гиаци, Батана. Причем 4 племени кочевало к западу от Днепра, и 4 — к востоку. Племя имело таксоны нижнего порядка на 4 уровня: тысячи (рода, управляемые меньшими князьями), сотни (большие семьи) и семьи (аилы). Низшие семьи селились в одной войлочной кибитке и собирались вокруг одного походного котла. Печенеги практиковали кочевое скотоводство (овцы, крупный рогатый скот, лошади) и не строили постоянных поселений. При расположении на месте печенеги обустраивали лагерь (табор, стан, станицу) из связанных и поставленных в круг телег[13]. Равным образом они не создавали собственных некрополей, предпочитая подхоронивать своих покойников в скифские курганы. Поскольку печенеги не жили в политическом вакууме, они часто наживались набегами и военной добычей (работорговля), вступая в союзы с окрестными государствами: Хазарией, Русью или Византию
ТО́РКИ (гузы, узы), тюркские кочевые племена, выделившиеся из племенного объединения огузов. К середине 11 века торки обосновались в южнорусских степях, совершали набеги на Русь и Византию. В 985 году как союзники киевского князя Владимира Святославича они участвовали в походе на Волжско-Камскую Булгарию. В 1060 году торки выступили против объединенного войска русских князей, но были разбиты. Признав сюзеренитет русских князей часть торков поселилась на границах Киевского и Переяславского княжеств. Особенно многочисленными были поселения торков в Поросье (на реке Роси, притоке Днепра), где был построен город Торческ. Торки участвовали в борьбе с половцами на стороне русских князей. В 12 веке торки вошли в состав племенного объединения черных клобуков. Постепенно торки оседали и переходили к земледелию, часть их ославянилась. Оставшиеся в степях торки-кочевники впоследствии смешались с половцами.
По́ловцы, половчане (в европейских и византийских источниках — куманы) — тюркоязычный кочевой народ[1][2], западная группа[источник не указан 81 день] кыпчаков. В начале XI века из Заволжья продвинулись в причерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов и огузов. Подчинив себе эти племена, половцы пересекли Днепр и дошли до устьев Дуная, таким образом став хозяевами Великой Степи от Дуная до Иртыша, которая с этого времени в восточных источниках стала называться Дешт-и-Кыпчак или, в русских источниках, Половецкая степь.
Кыпчакский язык начиная с XIII века являлся языком межэтнического общения[источник не указан 79 дней] в Золотой Орде; позже лёг в основу татарского, башкирского, карачаево-балкарского, ногайского, казахского[3] и некоторых других языков.
По свидетельствам источников половцы были прекрасными степными наездниками и имели свой военный строй. Главным занятием половцев было скотоводство (разведение рогатого скота, коней, овец, верблюдов), вследствие чего они кочевали с одного места на другое. Тем не менее, они имели и постоянные летние и зимние стойбища. Поначалу половцы вели так называемое таборное кочевание, впоследствии (с конца XI века) сменившееся другим типом кочевья, когда за ордами, куренями и аилами закреплялись определённые участки земли под пастбища. Природа половецких степей немало способствовала развитию и процветанию кочевого скотоводства. С другой стороны, положение кочевников было довольно трудным в холодные зимы. Золото и серебро они добывали грабежом и торговлей. Есть версия, что городов половцы не строили, хотя в их землях упоминаются города Шарукань, Сугров, Чешуев, заложенные именно половцами. Кроме того, Шарукань (ныне город Харьков) был столицей западных половцев. Есть версия, что продолжительное время половцы владели Тмутараканью (по другой версии в это время она принадлежала Византии). Вероятно, им платили дань греческие крымские колонии [15] В половецком обществе существовала небольшая прослойка ремесленников. Половецкие ханы вели роскошную жизнь. Главной пищей простых кочевников были мясо, молоко и просо, любимым напитком — кумыс. Одежду половцы шили по собственным степным образцам. Повседневной одеждой половцам служили рубахи, кафтаны и кожаные штаны. Домашними делами, по сообщениям Плано Карпини и Рубрука, обычно занимались женщины. Положение женщин у половцев было достаточно высоким. Нормы поведения половцев регулировались «обычным правом». Важное место в системе обычаев половцев занимала кровная
Богатства, добытые половцами в результате набегов и походов, распределялись между знатью, руководившей походом. Рядовые воины получали лишь малую часть добычи. При неудачном стечении обстоятельств (неудачный поход, падёж скота) рядовые общинники разорялись и попадали в зависимость к аристократам. Таким образом, вследствие сильного экономического разделения у половцев из среды родовой аристократии формировалась собственная феодальная знать. Простые пастухи, не обладавшие большими стадами и пастбищами, как правило, попадали в экономическую зависимость от аристократов, дававших им скот «на выпас» при условии выплаты половины приплода. Дальнейшее разорение пастуха приводило к его окончательному закабалению и попаданию в «челядь» в семье-коше.
В большинстве своем половцы исповедовали тенгрианство с верховным божеством Тенгри (высокое синее небо) и Умай (его жена-земля). Так же они поклонялись животным, в особенности волку (сходное верование существовало и у торков), которого кипчаки считали своим предком-тотемом. В половецком обществе была особая прослойка шаманов, называвшихся «бахсы». Шаманы занимались гаданием, а также врачеванием, основанным на общении с добрыми и злыми духами. У половцев был развит погребальный культ, а также культ предков, постепенно переросший в культ «вождей-героев». Культ предков был главным компонентом языческих верований половцев.
Необходимо коротко назвать три круга ценнейших памятников половецкого мира. Один из них — знаменитый «Кодекс Куманикус», кипчакско-латинско-персидский словарь, созданный в 1303 году, уже в период существования Золотой Орды. Язык этого словаря очень близок к современному крымскотатарскому. Второй круг — богатые захоронения кипчакского воина вместе с останками коня и с вооружением (они являются весьма ценным историко-археологическим и антропологическим материалом). Наконец, третий — по Рубруку, над прахом своих покойников они насыпали курганы и ставили знаменитые кипчакские балбалы («каменные бабы»), поставленные, как и в Тюркском каганате, в честь воинов, павших в борьбе за свою землю. Это прекрасные памятники материальной культуры, отражающие богатый духовный мир их создателей.
Самыми известными на Руси половцами были Мамай — темник Золотой орды и его пра-правнучка Елена Глинская — мать Ивана Грозного.
У половцев был типичный военно-демократический строй. Половецкий народ разделялся на несколько родов (колен), носивших названия по именам их предводителей. Так, летопись упоминает о Вобургевичах, Улашевичах, Бостеевой, Чарговой чади. Эти роды объединялись в крупные племенные союзы, центрами которых были примитивные города-зимовья. Генетически переданный динлинами психотип возможно повлиял на то, что половцы не создали единого государства. Этот же психотип влиял на ход сражений — каждый воин отличался яркой индивидуальностью и не хотел никому подчиняться и не терпел над собой никого, в итоге поле сражения превращалось в массовые поединки, но когда ход сражения требовал строгой организации и беспрекословного подчинения командам, в основной своей массе половцы отказывались подчиняться чьей бы то ни было воле и вполне могли просто оставить поле боя, что противником расценивалось как поражение. Процесс консолидации разрозненных кочевых орд в отдельные племенные объединения завершился в конце XI века. Каждая орда, как и входившие в неё более мелкие подразделения-курени, имели собственные участки земли с входившими туда зимниками, летниками и маршрутами кочёвок между ними. Курени представляли собой объединение нескольких родственных семей. Курени по этническому составу могли принадлежать не только половцам, но и соседним народам (например, болгарам). Главами орд были ханы, по традиции одновременно являвшиеся и главами определённых куреней. По мнению С. Плетнёвой, размер обычной орды не превышал 40 000 человек (тогда как, в средних по населению княжествах Руси, например Рязанском, проживало около 100 000 человек). В первой половине XII века существовало около 12—15 половецких орд. Размер кочевья каждой половецкой орды не превышал 70—100 тыс. кв. км. Необходимость вести эффективные военные действия против Руси, Византии и Болгарии привела к появлению у половцев союзов орд, которые были крупными политическими объединениями. На съезде знати избирался глава такого союза, называвшийся каханом/каганом («ханом ханов»). В его руках была сосредоточена большая власть: право заключать мир, организовывать набеги и походы.